Теоретические и методические аспекты воспитания скоростно-силовых качеств в годичном цикле
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что без эффективной подготовки гребцов-академиков не представляется возможным достижение высоких результатов в современной гребле. Как показывает практика, эффективность соревновательной деятельности в академической гребле во многом определяется уровнем развития скоростно-силовых качеств гребцов. Хорошая подготовленность к соревновательной деятельности среди гребцов-академистов может быть достигнута только на основе высокого уровня развития их скоростно-силовых качеств.
Мировые современные достижения в академической гребле сегодня настолько велики, что без систематической подготовки с юных лет нельзя рассчитывать на высокую результативность в зрелом возрасте спортсмена. Выявление закономерностей развития скоростно-силовых способностей в возрастном аспекте имеет особое значение, так как уже в детском и юношеском возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ У ГРЕБЦОВ-АКАДЕМИСТОВ 15-17 ЛЕТ 7
1.1 Анализ содержания тренировочного процесса по академической гребле 7
1.2 Психо-физиологические особенности гребцов-академистов 15-17 лет 14
1.3 Методы и особенности развития скоростно-силовых качеств у гребцов-академистов 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ГРЕБЦОВ-АКАДЕМИСТОВ 15-17 ЛЕТ 27
2.1 Организация и диагностика показателей развития скоростно-силовых качеств у гребцов-академистов 15-17 лет 27
2.2 Разработка содержания тренировочных нагрузок гребцов-академистов 15-17 лет, направленных на развитие их скоростно-силовых качеств 45
2.3 Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамова, Т.Ф. Информативные показатели физической подготовленности высококвалифицированных гребцов женского пола – кандидатов на подготовку к ведущим международным стартам / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, Н.И. Кочеткова, Е.В. Бучина, Н.М. Якутович, Д.В. Мингазова // Вестник спортивной науки. – 2019. – № 1. – С. 44–49.
Аганов, С.С. [и др.]. Тактико-техническое обучение курсантов МЧС на основе физической подготовки: в 2-х т. СПб., 2021. Т. 1.
Агеев, Ш.К. Основные аспекты современной системы подготовки квалифицированных спортсменов в академической гребле / Ш.К. Агеев // Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. – Казань, 2012. – 8 с.
Андреева, Л.Я. Исследование системы физической подготовки юношейновичков (13-15 лет) в академической гребле в годичном цикле подготовки / Л.Я. Андреева, Л.А. Егоренко // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта – 2006. – № 20. – С. 12–17.
Астахов, А.В. Экспресс-тестирование анаэробного порога и максимального потребления кислорода у квалифицированных спортсменов / А.В. Астахов, В.В. Щеголев // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 9. – С.73–74
Барчуков, И.С. Физическая культура: учеб. пособие / И.С. Барчуков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. – 255 с
Белоусов, С.И. К вопросу о силах, действующих в гребной механической системе академической лодки / С.И. Белоусов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 9 (139). – С. 13–16.
Белоусов, С.И. Применение моделирующего компьютернодиагностического тренажёрного комплекса для повышения уровня технической подготовленности юношей в академической гребле / С.И. Белоусов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 2. – С. 16–21.
Итак, по результатам корреляционного анализа удалось определить степень влияния различных двигательных способностей на достижение высокого спортивного результата в академической гребле в процессе преодоления соревновательной дистанции. Отметим, что представленные данные, определяющие модельные характеристики физической и функциональной подготовленности гребцов-академистов 15-17 лет, позволили сформировать группы для экспериментальной проверки эффективности различных вариантов тренировочной нагрузки в годовом тренировочном цикле.
Таким образом, подтвердилось предположение о том, что в академической гребле уровень развития скоростно-силовых способностей определяет достижение высоких спортивных результатов в ходе соревнований. В целях выбора оптимальных режимов выполнения тренировочных нагрузок в годовом тренировочном цикле нами было проведено разделение гребцов-академистов 15-17 лет по индивидуальным и групповым характеристикам.
На основании проведенного тестирования были сформированы две экспериментальные группы гребцов-академистов – ЭГ1 и ЭГ2 (рисунок 16).
Группа ЭГ1 была сформирована с учетом преимущественного развития скоростно-силовых качеств, в группу ЭГ2 вошли гребцы-академисты, у которых были высокие показатели силовой выносливости, полученные по итогам 7-минутного специального теста.