Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Российская Федерация является многонациональным государством. На его территории проживает более 180 народов, в число которых входят не только коренные, но и малые народы страны. Основные принципы национальных отношений закреплены в Конституции Российской Федерации. Традиционной педагогической культурае любого народа Российской Федерации, в том числе и народов Башкортостана, характерен ранний этап начала воспитания национального самосознания у детей, что определяющим образом влияет на эффективность и результативность правильного формирования национального самосознания. Однако несмотря на это, по официальным статистическим данным Министерства внутренних дел РФ, с каждым годом наблюдается увеличение числа преступлений экстремистской и террористической направленности. Недостаток знаний о других народах, национальные стереотипы в обществе определяют конкретные ситуации в межличностных отношениях, вытекающие в межнациональные конфликты.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГОТ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 10
Проблема воспитания культуры межнационального общения в психолого-педагогической литературе 10
Методы, формы и средства воспитания культуры межнационального общения школьников со сверстниками 22
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 45
2.1. Организация и описание методик экспериментального исследования 45
2.2. Содержание и программа воспитания культуры межнационального общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста 51
2.3. Результаты экспериментального исследования 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Акулова Е. Тесты на выявление коммуникативных особенностей / Начальная школа. - 2017. - № 6. - С. 10-12.
- Алтунина И. Р. Видеотренинг по развитию коммуникативных способностей / - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом.-на-Амуре, 2016. - 52 с. - ил.
- Алферов А. Д. Психология развития школьников: учеб. Пособие по психологии. - Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2000. - 384 с. - ISBN 5-222-01226-3.
- Андриенко Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: издательский центр «Академия», 2001. - 264 с. - ISBN 5-7695-0617-2.
- Андреева Г. М. Социальная психология. учеб. для высш. учебн. заведений. - Москва: Аспект Пресс, 2008. - 375 с.
- Антонова Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Начальная школа. - 2015. - №10. - С. 18.
- Апальков В. Г. Практикум по культуре речевого общения: учебно-практическое пособие. - Москва: Евразийский открытый институт, 2010. - 280 с. - ISBN 978-5-374-00384-0.
- Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. - 485 с.
- Батаршев А. В. Диагностика способности к общению. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 176 с. - ил. - ISBN: 5-469-01201-8.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 399 с. - ISBN 978-5-91180-846-4.
- Большой психологический словарь- Москва: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с. - ISBN 978-5-17-055694-6.
- Бордовская Н. В. Педагогика. Учебник для вузов. - Москва: Питер, 2000. - 304 с. - ISBN 5-8046-0174-1.
Итоги анализа изученной психолого-педагогической литературы позволяет нам организовать экспериментальное исследование по воспитанию культуры межнационального общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста.
Цель экспериментального исследования: разработать и апробировать программу по воспитанию культуры межнационального общения младших школьников со сверстниками.
Задачи исследования:
‒ провести экспериментальное исследование по определению уровня культуры межнационального общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста;
- разработать и апробировать программу по воспитанию культуры межнационального общения младших школьников со сверстниками.
- подвести итоги исследования, разработать психолого-педагогические рекомендации.
Экспериментальное исследование осуществлялось в 3 этапа:
I этап – констатирующий. На данном этапе осуществлялось планирование и организация исследования: подбор психодиагностических методик, определение выборки испытуемых, проведение констатирующего эксперимента.
II этап – формирующий. На данном этапе проводилась разработка и апробация программы по воспитанию культуры межнационального общения со сверстниками у младших школьников.
III этап – контрольный, на котором был проведен повторный эксперимент для определения эффективности апробированной программы, проведен анализ результатов исследования и сформулированы психолого-педагогические рекомендации.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ №12 г. Кумертау, Республика Башкортостан, приняли участие учащиеся четвертых классов, в количестве 50 человек.
Эксперимент проводился нами с использованием следующих методов.
Эксперимент в педагогике и психологии, один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; в психолого-педагогическом исследовании направлен на выявление изменений в поведении человека при планомерном манипулировании определяющими это поведение факторами (переменными). В отличие от наблюдателя исследователь создаёт необходимые для возникновения процессов условия. Эксперимент включает в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.