Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста

Скачать дипломную работу на тему: Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста. В которой определено теоретически изучить педагогические условия, и на этой основе экспериментально разработать и апробировать программу по воспитанию культуры межнационального общения младших школьников . Изучены педагогические условия воспитания культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
14.03.2025
Объем файла
376 Кб
Количество страниц
111
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3520 руб.
4400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Российская Федерация является многонациональным государством. На его территории проживает более 180 народов, в число которых входят не только коренные, но и малые народы страны. Основные принципы национальных отношений закреплены в Конституции Российской Федерации. Традиционной педагогической культурае любого народа Российской Федерации, в том числе и народов Башкортостана, характерен ранний этап начала воспитания национального самосознания у детей, что определяющим образом влияет на эффективность и результативность правильного формирования национального самосознания. Однако несмотря на это, по официальным статистическим данным Министерства внутренних дел РФ, с каждым годом наблюдается увеличение числа преступлений экстремистской и террористической направленности. Недостаток знаний о других народах, национальные стереотипы в обществе определяют конкретные ситуации в межличностных отношениях, вытекающие в межнациональные конфликты.
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГОТ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 10
Проблема воспитания культуры межнационального общения в психолого-педагогической литературе 10
Методы, формы и средства воспитания культуры межнационального общения школьников со сверстниками 22
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 45
2.1. Организация и описание методик экспериментального исследования 45
2.2. Содержание и программа воспитания культуры межнационального общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста 51
2.3. Результаты экспериментального исследования 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 80

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акулова Е. Тесты на выявление коммуникативных особенностей / Начальная школа. - 2017. - № 6. - С. 10-12.
  2. Алтунина И. Р. Видеотренинг по развитию коммуникативных способностей / - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом.-на-Амуре, 2016. - 52 с. - ил.
  3. Алферов А. Д. Психология развития школьников: учеб. Пособие по психологии. - Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2000. - 384 с. - ISBN 5-222-01226-3.
  4.  Андриенко Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: издательский центр «Академия», 2001. - 264 с. - ISBN 5-7695-0617-2.
  5.  Андреева Г. М. Социальная психология. учеб. для высш. учебн. заведений. - Москва: Аспект Пресс, 2008. - 375 с.
  6. Антонова Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Начальная школа. - 2015. - №10. - С. 18.
  7. Апальков В. Г. Практикум по культуре речевого общения: учебно-практическое пособие. - Москва: Евразийский открытый институт, 2010. - 280 с. - ISBN 978-5-374-00384-0.
  8. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. - 485 с.
  9. Батаршев А. В. Диагностика способности к общению. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 176 с. - ил. - ISBN: 5-469-01201-8.
  10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 399 с. - ISBN 978-5-91180-846-4.
  11. Большой психологический словарь- Москва: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с. - ISBN 978-5-17-055694-6.
  12. Бордовская Н. В. Педагогика. Учебник для вузов. - Москва: Питер, 2000. - 304 с. - ISBN 5-8046-0174-1.

Итоги анализа изученной психолого-педагогической литературы позволяет нам организовать экспериментальное исследование по воспитанию культуры межнационального общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста.

Цель экспериментального исследования: разработать и апробировать программу по воспитанию культуры межнационального общения младших школьников со сверстниками.

Задачи исследования:

‒ провести экспериментальное исследование по определению уровня культуры межнационального общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста;

  • разработать и апробировать программу по воспитанию культуры межнационального общения младших школьников со сверстниками.
  • подвести итоги исследования, разработать психолого-педагогические рекомендации.

Экспериментальное исследование осуществлялось в 3 этапа:

I этап – констатирующий. На данном этапе осуществлялось планирование и организация исследования: подбор психодиагностических методик, определение выборки испытуемых, проведение констатирующего эксперимента.

II этап – формирующий. На данном этапе проводилась разработка и апробация программы по воспитанию культуры межнационального общения со сверстниками у младших школьников.

III этап – контрольный, на котором был проведен повторный эксперимент для определения эффективности апробированной программы, проведен анализ результатов исследования и сформулированы психолого-педагогические рекомендации.

Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ №12 г. Кумертау, Республика Башкортостан, приняли участие учащиеся четвертых классов, в количестве 50 человек.

Эксперимент проводился нами с использованием следующих методов.

Эксперимент в педагогике и психологии, один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; в психолого-педагогическом исследовании направлен на выявление изменений в поведении человека при планомерном манипулировании определяющими это поведение факторами (переменными). В отличие от наблюдателя исследователь создаёт необходимые для возникновения процессов условия. Эксперимент включает в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.