Оптимизация методики тренировочного процесса у юных легкоатлетов на начальном этапе подготовки
Введение
Легкая атлетика - один из самых популярных видов спорта, если не сказать больше. Ведь в широких кругах любителей спорта она носит титул – «Королева спорта». Легкая атлетика уже давно завоевала популярность в мире. Наличие постоянной борьбы, которая ведется с помощью естественных движений (бега, ходьбы, прыжков, метаний), сопровождающихся волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психическую, физиологическую и двигательную функции человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различными скоростями и напряжением, человек получает благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма. В процессе обучения, у обучаемых формируются двигательные умения и навыки, и одновременно происходит развитие физических (двигательных) качеств. Эти явления взаимосвязаны, но каждому присущи определенные средства и методы. Кроме того, существуют средства и методы интегрального воздействия, способствующие целостн
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………..………………………………………………………...7
1 Литературный обзор……………………………………………………………...11
1.1 Характеристика легкой атлетики как вида тренировочно - соревновательной деятельности………………………………………………………………………..11
1.2 Физиологические и возрастные особенности двигательных способностей у юных легкоатлетов……………………………….………………………………...21
1.3 Пути оптимизации тренировочного процесса у юных легкоатлетов на начальном этапе подготовки………………………………………………………29
1.4 Подходы к построению тренировочного процесса у юных легкоатлетов на начальном этапе подготовки………………………………………………………39
2 Организация и методы исследования…………………………………………...49
2.1 Организация исследования…………………………………………………….49
2.2 Методы исследования………………………………………………………….50
3 Разработка программы тренировочного процесса у юных легкоатлетов на начальном этапе подготовки………………………………………………………52
3.1 Обоснование программы………………………………………………………52
3.2 Содержание программы………………………………………………………..53
4. Результаты собственных исследований и их обсуждение…………….57
4.1 Оценка исходной физической подготовленности юных легкоатлетов в тренировочном процессе…………………………………………………………..57
4.2 Изучение динамики показателей физической подготовленности контрольной группы юных легкоатлетов в тренировочном процессе…………61
4.3 Изучение динамики показателей физической подготовленности экспериментальной группы юных легкоатлетов в тренировочном процессе…64
4.4 Сравнительный анализ показателей динамики физической подготовленности у контрольной и экспериментальной группы юных легкоатлетов в тренировочном процессе…………………………………………66
4.5 Оценка эффективности факторов программы физической подготовленности у юных легкоатлетов на начальном этапе подготовки……………………..……70
Заключение………………………………………………………………………….73
Список использованной литературы.......................................................................76
Приложения…………………………………………………………………………81
Список использованной литературы
1 Лёгкая атлетика: учебник /под общ.ред. Н.Н. Чеснокова, В.Г. Никитушкина. - М.: Физическая культура, 2010. - 448 с.
2 Кожедуб М.С. Значение индивидуализации в построении тренировочного процесса легкоатлетов / М.С. Кожедуб, С.В. Севдалев // Спорт и физическая культура: теоретические и прикладные аспекты научных знаний: материалы III международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 911.
3 Томпсон, П. Дж. Л. Введение в теорию тренировки: Официальное руководство ИААФ по обучению легкой атлетике / П. Дж. Л. Томпсон. — М.: Человек, 2014.- 192 с.
4 Жилкин А.И и др. Легкая атлетика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
5 Матвеев Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты / Л.П.Матвеев. – СПб.: издательство «Лань», 2005. – 165 с.
6 Вайцеховский С.М. Книга тренера. М., ООО «ФиС», 2000.
7 Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., Академия, 2002.
8 Зотова Ф.Р. Спортивный отбор и ориентация / Ф.Р. Зотова, И.Ш. Мутаева, В.В. Павлов. – Набережные челны : Кам ГИФК, 2002. – 141 с.
9 Зеличенок В.Б. Легкая атлетика : критерии отбора / В.Б. Зеличенко, В.Г. Никитушкин, В.П. Губа. – М.: Терра – спорт, 2000. – 240 с.
10 Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. Киев, Олимпийская литература, 2008.
11 Семенова Г.И. Спортивная ориентация и отбор : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г.И. Семенова ; под научной редакцией И.В. Еркомайшвили. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 106 с.
12 Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев – М.: ФиС, 2002.
13 Шивринская С.Е. Теория и методика избранного вида спорта. Издательство Юрайт, 2018.
14 Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. М., ООО «Издательство Астрель», 2003.
15 Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. Учебное пособие для студентов. ИФК.
Поэтому в ходе тренировочного процесса необходимо воспитывать именно эти компоненты быстроты – частоту движений и темп бега. Для обучения техники лёгкоатлетических видов, нужно использовать целостный метод обучения, так как внимание детей 9-11 лет развито слабо.
На основании анализа исследованной литературы, для младшего школьного возраста, самым главным звеном является: укрепление здоровья и содействие нормальному физическому развитию; развитию двигательных качеств: быстроты, координации, скоростно-силовых способностей, выносливости и гибкости.
1.3 Пути оптимизации тренировочного процесса у юных легкоатлетов на начальном этапе подготовки
Высокий уровень современного спорта требует, наряду с изменениями с методиками и в средствах тренировочного процесса, более углубленного индивидуального подхода, основанного на комплексном изучении способностей и возможностей спортсмена, выделении признаков и качеств, развитие которых в наибольшей мере способствует достижению