Сравнительная характеристика качества предоставления государственных услуг в электронной форме или в многофункциональном центре
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Российская Федерация демократическое государство, и от открытости и прозрачности осуществления работы органов государственного и муниципального управления зависит доверие населения к власти.
Кроме того, видимая обратная связь государственных органов с населением будет способствовать добросовестному исполнению госслужащими своих обязанностей, целевому расходованию бюджетных средств и повышению качества работы исполнительной власти на всех уровнях.
Вступление в силу Федерального закона от № 210-ФЗ и развитие информационно-коммуникационных технологий позволило ускорить получение гражданами государственных услуг, однако по-прежнему актуальными остаются требования к качеству и удобству получения этих услуг.
При этом под качеством подразумевается совокупность характеристик и свойств, способных удовлетворить потребности и запросы людей. Необходима новая форма организации предоставления государственных и муниципальных услуг (ГМУ) с качественно
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения об оказании государственных услуг в Российской Федерации 9
1.1 Понятие, принципы оказания государственных услуг. 9
1.2 Правовое регулирование оказания государственных услуг. 15
2. Процесс предоставления государственных услуг и его оценка. 23
2.1 Характеристика процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в РФ.. 23
2.3 Оценка качества и проблем предоставления государственных услуг в электронном формате. 44
3.1 Анализ проблем предоставления государственных и муниципальных услуг. 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Круг Э.А., Федюкова Н.В., Карецкая О.А. Оценка качества государственных услуг в условиях цифровизации (на примере портала государственных услуг) // МНИЖ. 2022. №6-5 (120). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kachestva-gosudarstvennyh-uslug-v-usloviyah-tsifrovizatsii-na-primere-portala-gosudarstvennyh-uslug (дата обращения: 09.12.2022).Миркамиль Г.О.З. Государственные услуги в России: понятие и виды // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2019. №6 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-uslugi-v-rossii-ponyatie-i-vidy (дата обращения: 08.12.2022).
Кандрина Н.А. Государственные услуги как разновидность публичных услуг: теоретико-правовые основы, классификация // Известия АлтГУ. 2018. №6 (104). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-uslugi-kak-raznovidnost-publichnyh-uslug-teoretiko-pravovye-osnovy-klassifikatsiya (дата обращения: 08.12.2022).
Кандрина Н.А. Правовые основы государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти и иными уполномоченными организациями: становление и развитие // Юрислингвистика. 2018. №9-10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-osnovy-gosudarstvennyh-uslug-predostavlyaemyh-organami-ispolnitelnoy-vlasti-i-inymi-upolnomochennymi-organizatsiyami (дата обращения: 08.12.2022).
Васильева М.В., Будасова В.А. Перспективные направления оценки качества государственных услуг, реализуемых в электронной форме // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2021. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivnye-napravleniya-otsenki-kachestva-gosudarstvennyh-uslug-realizuemyh-v-elektronnoy-forme (дата обращения: 09.12.2022).
Ватлина Л.В. Культура цифровой трансформации предоставления государственных услуг // Известия СПбГЭУ. 2022. №1 (133). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-tsifrovoy-transformatsii-predostavleniya-gosudarstvennyh-uslug (дата обращения: 09.12.2022).
Якунина А.В. Цифровизация предоставления государственных у
Полученный за эти года опыт свидетельствует о том, что аналогичные системные усилия могли бы быть полезны для совершенствования других услуг, в том числе социальных услуг, оказываемых органами государственного и муниципального управления воспользоваться компьютером и своим личным кабинетом и получить необходимую услугу.
Помимо интереса граждан, как основных получателей услуг, государственные услуги, предоставляемые физическим и юридическим лицам органами государственной власти, пользуются пристальным вниманием со стороны представителей различных научных направлений. В российском научном сообществе и зарубежной литературе до сих пор не выработано условно идентичное определение публичных услуг, оказываемых органами государственной власти, отсутствует единство в определении их правовой природы.
Отсутствие единого научно-концептуального подхода к проблемам правового института публичных услуг, оказываемых органами публичной власти, проявляется в определенной противоречивости российского законодательства в связи с оказанием публичных услуг населению[1].
Для терминов «государственные услуги», «муниципальные услуги» и «социальные услуги» общее определяющее понятие — «государственные услуги». Отсутствие в российском законодательстве формально-правовой конструкции «государственные услуги» не способствует эффективному правовому регулированию таких разновидностей, как публичные услуги, предоставляемые органами государственной власти, и муниципальные услуги, предоставляется органами местного самоуправления и другими органами государственной власти. Институт общественных (государственных услуг) является результатом возникновения иного характера отношений между государством и человеком, при котором целью современного государства и его органов является обеспечение прав и свобод личности. Как показывает практика развитых институтов государственных услуг Европейского Союза и США, изменение социально-экономических и политических процессов и другие вызовы в большей степени формируют приоритет общих коллективных интересов, связанных с общественными услугами в общественной сфере, над индивидуальными социальными услугам. Необходимо закрепить положение о Конституции Российской Федерации как основополагающий источник права при нормативно-правовом регулировании отношений, возникающих в связи с реализацией права граждан на предоставление государственных и муниципальных услуг. Также необходимо дальнейшее развитие научного конституционно-правового направления в условиях правовой природы государственных услуг, вытекающих из принципа управления государственными услугами. В частности, это касается сущности, содержания, форм и субъектов оказания государственных услуг.
[1] Холопов В. А. Инновационные механизмы предоставления государственных и муниципальных услуг в зарубежных странах: сравнительный анализ // Конституционное и муниципальное право. 2014. №4. С. 76-79.