Совершенствование системы государственного управления экономической безопасностью России
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня наиболее актуальными являются вопросы, связанные с угрозами национальной безопасности Российской Федерации.
Экономическая безопасность одна из важнейших составляющих национальной безопасности страны. Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов.
В настоящее время объектом безопасности становится экономика на всех уровнях с ее задачами устойчивости, неуязвимости, баланса очевидных выгод и определенного ущерба, привносимого процессом втягивания в международные рыночные отношения и экономические связи. Кризисное состояние экономики проявляется через существенное сокращение производства, снижение инвестиционной активности, разрушение научно-технического потенциала, стагнацию аграрного сектора, уменьшение доходной части федерального бюджета.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Система государственного управления экономической безопасностью Российской Федерации. 7
1.2 Факторы, оказывающие влияние на состояние экономической безопасности Российской Федерации. 17
1.3. Критерии и показатели оценки уровня экономической безопасности государства 24
2. Анализ и оценка уровня экономической безопасности Российской Федерации 31
2.1 Анализ основных социально-экономических показателей развития Российской Федерации. 31
3.2 Возможные и потенциальные угрозы экономической безопасности Российской Федерации. 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов,- СПб.: Питер, 2014. – 384 с.: ил. – ( Серия «Учебник для вузов» ).
2. Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ
3. Экономическая безопасность: учебное пособие / М.В. Кунцман. – М.: МАДИ, 2016. – 152 с.
4. Сенчагов, В. Стратегические цели и механизм обеспечения экономической безопасности / В. Сенчагов // Проблемы теории и практики управления. – 2019. – № 3.
5. Указ Президента Российской Федерации от 29.04.1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации». - утратил силу
6. Экономическая безопасность России: Общий курс : учебник / под ред. В.К. Сенчагова. — М.: Дело, 2015.
7. Ченова, В. В. Критериальный подход к оценке экономической безопасности региона // Вестник Тамбовского университета. — Сер. «Гуманитарные науки. Экономика». — 2018. — № 11.
8. Богомолов, В. Л. Экономическая безопасность : учеб. пособие для студентов вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
9. Музафаров А.А. Применение маркетинговых исследований на рынке общественных благ и жилищно-коммунальных услуг муниципального образования / А.А. Музафаров // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. – 2014. – № 18. – С. 34-40.
10. Райзберг Б.А. Качество жизни / Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева // Современный экономический словарь. 7-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 76 с.
11. Россия «проедает» последнюю нефть. Минэнерго предсказало срок исчерпания ресурса. URL: https://kapital-rus.ru/ articles/article/rossiya_proedaet_poslednuu_neft_minenergo_ predskazalo_srok_ischerpaniya_res/(датаобращения: 17.11.2021).
12. Россия в цифрах: Крат. стат. сб. Mосква: Росстат, 2019. 549 с. ISBN 978-5-89476-465-8.
13. Рейтинг стран по уровню гражданских свобод. URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/civil-freedom (дата обращения: 18.10.2021).
14. Мировой рейтинг стран мира по ВВП в 2019 году/ Статистика. URL:
Под социальной понимается та сторона экономики, которая непосредственно связана с положением людей, общественных групп, реализацией их интересов, что предопределяется, прежде всего, их участием в структуре присвоения собственности.
Строго говоря, все экономические отношения могут определяться как социально-экономические, поскольку в них непременно присутствует элемент присвоения и социальных интересов, исключением являются организационно-экономические отношения.
Вместе с тем социальная сторона имеет относительно самостоятельный характер и поэтому может рассматриваться отдельно. Непосредственными структурными составляющими социальной стороны национальной экономики выступают:
- доходы населения;
- занятость и безработица;
- социальное обеспечение;
- трудовые отношения и социальное партнерство.
Социальная ориентация экономики выражается в большем подчинении экономики социальным задачам, в наличии значимых социальных гарантий, в активной политике государства по смягчению социальных проблем и устойчивому улучшению социального положения граждан, что, в свою очередь, становится условием прогрессивного развития экономики.
Оптимальный вариант функционирования национальной модели экономики должен нацеливать на повышение экономических результатов, не обостряя социальных проблем. В этом случае социальные параметры развития выступают не в качестве сопутствующего результата экономического развития, а как его цель.