Специфика использования методов арт-терапии в работе с осужденными, отбывающими наказание в учреждении
Введение
Актуальность темы исследования. Для эффективной реализации реформы уголовно-исполнительной системы, направленной на гуманизацию всего исправительного процесса, а также приведение его в соответствие с международными стандартами, необходимы разработка и внедрение инновационных технологий в социально-психологическую работу.Одной из наиболее сложных задач системы исполнения наказаний является корректирующее воздействие на личность осужденного, исправление тех ее черт, которые привели к конфликту с социумом, законом. Психологи пенитенциарной системы при выполнении этой задачи часто сталкиваются с серьезными сложностями.Большинство осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, находятся в крайне негативном психоэмоциональном состоянии. Испытывают чувство тревоги и раздражения в связи с невозможностью удовлетворения своих потребностей. Эти процессы в большей степени происходят с осужденными, впервые попавшими в места лишения свободы.
Содержание
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретико-методологические основы арт-терапии в диагностике и коррекции осужденных в местах лишения свободы………………………… 10
1.1 Понятие арт-терапии. Показания к использованию метода арт-терапии в местах лишения свободы……………………………………………………… 10
1.2Анализ применения методов арт-терапии в диагностике и психокоррекции осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях…………………………………………………………………… 17
1.3 Обоснование методов и методик исследования…………………………… 33
Вывод I главы…………………………………………………………………… 43
Глава II. Арт-терапия в диагностической и коррекционной работе с осужденными (на примере ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Нижегородской области) …………………………………………………………………………. 44
2.1 Психодиагностическое исследование осужденных, отбывающих наказание в учреждении ФКУ ЛИУ-3………………………………………… 44
2.2 Программа психокоррекции осужденных отбывающих наказание в ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Нижегородской области с использованием арт-терапии…………………………………………………................................. 50
Вывод……………………………………………………………………………... 63
Заключение……………………………………………………………………… 64
Список литературы……………………………………………………………... 66
Приложение……………………………………………………………………… 70
Список использованной литературы
Официальные документы и нормативно-правовые акты
1. Концепция развития УИС РФ до 2020г.: распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 г. N 1772-р.
2. Об утверждении инструкции об организации деятельности психологической службы Федеральной службы исполнения наказаний: Приказ Минюста России от 12.12.2005 №238
3. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Приняты конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. 30 августа 1995 (Женева)
4. Уголовно- исполнительный кодекс РФ. М.: ИНФРА -М, 2013.
Учебники, учебные пособия
5.Александрова, T.A. Некоторые аспекты практической работы психолога с точки зрения теории личностных конструктов Дж.А. Келли./ JT.A. Сборник научных трудов. Кемерово, 2000. с. 7-18
6. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Академия, 2001.
7.Арт - терапия /сост. и общая редакция А.И.Копытина. СПб.: Питер, 2001. 320с.
8. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика/ Б.А. Базыма. - СПБ.: Речь, 2005. - 206с.
9. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии/ М. Бетенски; пер. с анг. М. Злотник. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2002.
10. Берн, Э. Введение в психотерапию и психоанализ для непосвященных. / Э. Берн. Минск: ООО Попурри, 1998. 528.
11. Беккер-Глош В. Международный журнал по арт-терапии. Исцеляющее Искусство. 1999. № 1. С. 42-58.
12. Бобровицкая С.В. Тренинг преодоления тревожности и повышения стрессоустойчивости/ С.В.Бобровицкая, Ю.В.Жердева; под ред. И.Ф. Мягкова. - Воронеж: Б.И., 1998г.
13. Браун Д., Педдер Д. Введение в психотерапию. - М., 1960. 213 с.
Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. СПб.: 2002. 518
14. Будза А. Арт-терапия: Йога внутреннего художника/ А.Будза. - М.ООО « Изд-во Астрель»,2002. - 228
В настоящее время отсутствует общепринятое и исчерпывающее определение арт-терапии по причине многообразия теоретических представлений, а также различных практических подходов к использованию данного направления в психологии. Рассмотрим основные трактовки термина, которые встречаются в научной литературе.В дословном переводе с английского языка арт-терапия - (Art-therapy), означает «лечение, основанное на занятиях художественным творчеством», или «использование искусства как терапевтического фактора». В англоязычных странах арт-терапию «относят, прежде всего, к так называемым визуальным искусствам (живописи, графике, скульптуре, дизайну), либо к таким формам творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль (кинематограф, видеоарт, компьютерное творчество, перфоманс и др.). Более подробно это отражено в работах А. И. Копытина, Э. Крамер, М. Либман и других.Арт-терапия первоначально возникла и развивалась в теоретических идеях З. Фрейда и К.Г. Юнга, далее она начала развиваться и приобретать более широкую концептуальную базу, начала содержать в себе гуманистические модели формирования и развития личности К. Роджерса (1951) и А. Маслоу (1956).Изначально словосочетанием «арт-терапия» обозначали различные способы использования всех видов искусства и творческой деятельности с терапевтическими целями. Постепенно сложились следующие разновидности: терапия отвлекающими впечатлениями, терапия занятостью, трудовая терапия и социальная реабилитация. Последняя разновидность имеет и другие названия: индустриальная терапия или терапия трудовой деятельностью.