Влияние рефлексии на способность преодолевать конфликтные ситуации у представителей профессий особого риска
Введение
Актуальность исследования с теоретической точки зрения определяется тем, что в настоящее время, как никогда, актуальна проблема коррекции и развития личностных рефлексивных способностей у представителей профессий особого риска. Существует потребность в новых фактах и научных познаниях, которые позволили бы расширить теорию и сферу её применения. Согласно последним данным, важнейшими качествами, объединяющими представителей профессий особого риска, имеющих в своей деятельности экстремальный компонент, являются психофизиологическая устойчивость и психологическая готовность к выполнению функциональных обязанностей, что напрямую влияет на способности к преодолению как внутренних, так и внешних конфликтных ситуаций [ REF _Ref127747504 \r \h 28].
Говоря о практической актуальности исследования, стоит отметить, что задачи, которые решают представители опасных профессий в процессе своего труда, сильно отличаются от задач, решаемых представителями других видов профессий. В связи с вы
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. Исследования развития рефлексии и её взаимосвязи со способностью преодолевать конфликтные ситуации у представителей профессий особого риска 9
1.1. Теория рефлексии в отечественной и зарубежной психологии. 9
1.2. Развитие рефлексии, как способ разрешения конфликтов. 15
1.3. Методы профилактики конфликтных ситуаций у представителей профессий особого риска 20
1.4. Рефлексивные способности и способности преодолевать конфликтные ситуации у представителей профессий особого риска 29
Выводы по 1 главе 38
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи показателей рефлексии и способности преодолевать конфликтные ситуации у представителей профессий особого риска 39
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Анализ результатов исследования 47
2.3. Рекомендации по профилактике конфликтных ситуаций у представителей профессий особого риска с учетом их показателей уровня рефлексии. 67
Выводы по 2 главе 70
Заключение 72
Литература 74
Приложения 82
Литература
1. Адеева Т.Н., Тихонова И.В. Самоэффективность, рефлексия и ресурсы совладания со стрессом: возрастные особенности и детерминация // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 208–216. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426- 2021-27-4-208-216
2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности.- СПб:
Речь, 2004. - 272 с.
3. Бекренёв, В.Д. Психическая напряженность и особенности ее проявления у спасателей МЧС России: дис. канд. псих. наук: 19.00.01 - Москва. – 2008. – 166 с.
4. Березина, Т. Н. Диагностика биопсихологического возраста / Т. Н. Березина // Биопсихологический возраст и здоровье профессионалов: Перспективы антистарения: Международная коллективная монография. – Москва: Издательский дом Академии им. Н.Е. Жуковского, 2021. – С. 258-262. – EDN CYLXFM.
5. Березина, Т. Н. Личностные ресурсы как фактор биологического возраста спасателей / Т. Н. Березина, В. В. Новичкова // Психолог. – 2022. – № 4. – С. 1-15. – DOI 10.25136/2409-8701.2022.4.38710. – EDN TYIMKP.
6. Березина, Т. Н. Опросник ресурсных областей / Т. Н. Березина // Биопсихологический возраст и здоровье профессионалов: Перспективы антистарения: Международная коллективная монография. – Москва: Издательский дом Академии им. Н.Е. Жуковского, 2021. – С. 265-269. – EDN SRLCPG.
7. Березина, Т. Н. Особенности личности, влияющие на биологический возраст индивида (моделирование посредством искусственных нейронных сетей) / Т. Н. Березина // Биопсихологический возраст и здоровье профессионалов: Перспективы антистарения: Международная коллективная монография. – Москва: Издательский дом Академии им. Н.Е. Жуковского, 2021. – С. 6-23. – EDN WWNWVR.
8. Березина, Т. Н. Позитивная психология виртуальности как направление оптимизации функциональных состояний человека-оператора / Т. Н. Березина, К. Э. Бузанов, Г. В. Фатьянов // Человеческий капитал. – 2020. – № 1(133). – С. 125-138. – DOI 10.25629/HC.2020.01.14. – EDN HGPDIC.
9. Березина, Т. Н. Эмоциональная регуляция психических процессов / Т. Н. Березина // Биопсихологический возраст профессионалов: результаты и перспективы исследований: Коллективная монография / Под редакцией Т.Н. Березиной. – Москва: Энциклопедист-Максимум, 2019. – С. 96-139. – EDN GDESDZ.
10. Богоявленская, Д. Б. Зарубежные исследования психологии творчества: Постгилфордовский период (часть 1) / Д. Б. Богоявленская, И. А. Сусоколова // Психологическая наука и образование. – 2007. – Т. 12, № 3. – С. 97-107. – EDN ICJGVX.
11. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров. Учебное пособие для вузов – М.. ПЕР СЭ, 2001 – 511 с.
12. Боровикова, С.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / С. А. Боровикова; – М.: Просвещение, 2009. – 151 с.
13. Восстановление работоспособности взрослых людей, находящихся в условиях повышенных нагрузок, посредством ВР-технологий / Т. Н. Березина, А. Ю. Темирканова, А. В. Литвинова, А. В. Кокурин // Биопсихологический возраст и здоров
Безусловно, при общении тяжело избежать конфликтов, а точнее, невозможно. При общении необходимо следить за ходом развития диалога, ведь проще предупредить конфликтную ситуацию, чем разрешать сложившийся конфликт.
Следует уметь находить наиболее оптимальный вариант решение проблемы, стараться не усугублять конфликт и при этом не обидеть собеседника. Если одна из сторон ведет себя психологически грамотно, большая вероятность того, что конфликт будет исчерпан. В любой сложившейся ситуации следует быть открытым и честным, оставлять возможность собеседнику сохранить лицо. Важно научиться не блокировать развитие противоречий, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.
Следует помнить, что существуют и предупреждения конфликта. Изменяя свое отношение к проблемной ситуации и поведение в ней, мы можем воздействовать на психику и действия оппонента, а конфликт вовсе избежать, что будет благоприятным исходом любого диалога.
1.4. Рефлексивные способности и спо