Выявление и социально-педагогическая поддержка детей, подверженных буллингу
Введение
Актуальность исследования. Буллинг, как феномен девиантного поведения, является острой социально значимой проблемой в подростковом возрасте. Почти в каждом классе каждой школы есть ученики, которые имеют особенности, отличающие их от своих сверстников. Отличительные характеристики ученика часто приводят к насмешкам и издевательствам в классе. Общество считает, что насилие проявляется редко и ограничивается отдельными случаями, в которых принимают участие только социально-неблагополучные граждане (дети в неполных семьях, дети родителей с зависимостями, неблагоприятные школы и т.д.). Однако это не так, насилие существует в любых категориях населения и слоях общества, независимо от социально-экономических, расовых, культурных, демографических аспектов. Нарушения, возникающие в результате воздействия на подростка в ситуации буллинга, приводят к личностным изменениям, так как затрагивают все уровни человеческого функционирования. Принято выделять отдаленные и ближайшие последст
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы исследования буллинга
1.1 Понятие буллинга
1.2 Виды буллингаВыводы по первой главе
Глава 2. Основы проблемы факторов возникновения буллинга и способов его психологической коррекции в подростковой среде
2.1 Факторы возникновения буллинга в подростковой среде
2.2 Способы профилактики и психокоррекции буллинга в подростковом возрасте
Вывод по второй главе
Глава 3. Экспериментальное исследование по профилактике буллинга среди подростков
3.1 Диагностика буллинга у подростков
3.2. Анализ результатов и оценка эффективности использования педагогических средств профилактики школьного буллинга
Заключение
Список литературы
Список используемой литературы
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург, изд 1999 – 86 с.
2. Алексеева, Л.С. Насилие и психическое здоровье детей [Текст] /
3. Л.С. Алексеева // Семья в России. – 2006 - № 2 – 73-80 с.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Абрамова. – М., 1997 – 375 с.
5. Арпентьева, М.Р. Проблема социального порядка и насилие в школах [Текст] / М.Р. Арпентьева // Проблемы современного образования. – 2016 - № 5 – 39-49 с.
6. Аудмайер, К. Все на одного: Как защитить ребенка от травли в школе [Текст] / К. Аудмайер. ООО «Альпина Паблишер», 2016 – 28 с.
7. Баева, И.А. Общепсихологические исследования психологической безопасности образовательной среды / И.А. Баев // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. – 2010 - № 128 – 27-39 с.
8. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М., 1999 – 226 с.
9. Баранова, Е.В. Проявление девиаций в подростковой субкультуре [Текст] / Е.В. Баранова // Вопросы психологии. - № 3 – 2003 – 41 с.
10. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковиц. – М., 2014 – 243 с.
11. Бондарь, В. Насилие над ребенком ведет к деформации личности [Текст] / В. Бондарь // Социальная педагогика в России. – 2008 - № 4 – 42- 44 с.
12. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб., 2014 – 112 с.
13. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К. Бютнер. – М., 1991 – 68 с.
14. Вишневская, В.И., Бутовская, М. Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе [Текст] / В.И. Вишневская, М.Л. Бутовская // Этнографической обозрение. – 2010 - № 2 – 55-68 с.
15. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979 – 124 с.
В.И. Слободчиков выделяет такие социальные факторы, влияющие на формирование буллинга в классе, как гендерные стереотипы, социальноэкономическое неравенство и влияние средств массовой информации [57, с. 6]. Гендерные стереотипы чаще влияют на сексуальный вид насильственных действий, который боле развит среди старшеклассников. Представление о превосходстве и доминировании мужчин над женщинами приводит к косвенным угрозам – психологическому давлению, а в некоторых случаях и принуждению к сексуальным действиям [57, с. 6]. В основе большинства случаев буллинга в классе основанных на сексуальных издевательствах лежит действительная или предполагаемая сексуальная ориентация ученика и/или гендерная идентичность. Р. Хаарр отмечает, что