Психолого-педагогическое сопровождение развития субъектности у детей старшего дошкольного возраста
Введение
Дошкольное образование является ступенью образования, на которой создаются условия для обучения и воспитания детей дошкольного возраста, учитывая требования государства, родителей и потребности развития ребенка. Созданные условия направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.Современный подход к организации дошкольного образования актуализировал необходимость перехода от предметно-ориентированного обучения к личностно-ориентированному, в центре которого находится личность ребенка. В настоящее время воспитывающий потенциал дошкольного образования может быть ориентирован на самоопределение воспитанника, эмоционально ценностное отношение к себе и к другим людям. В дошкольной педагогике начали активно практиковаться интерактивные формы и методы.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..……..3
Глава I.Теоретические аспекты проблемы развития субъектности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………..9
1.1. Понятие субъектности в современной психологии………………… ..…9
1.2. Становление субъектности ребенка дошкольного возраста……..…16
1.3. Содержание психолого-педагогического сопровождения развития субъектности ребенка дошкольного возраста…………21
Глава II. Исследование психолого-педагогического сопровождения развития субъектности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении 34
2.1.Организация исследования……..………....34
2.2. Реализация психолого-педагогического сопровождения развития субъектности у детей старшего дошкольного возраста……….....41
2.3. Анализ результатов проведенного исследования ………..……....48
Заключение……………………………………………...59
Библиографический список…………………………………………………….63
ПРИЛОЖЕНИЕ
список
Абульханова, К.А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности / К.А. Абульханова. - Текст: электронный // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35. – № 2. – С. 5-18 URL: https://naukarus. com/metodologicheskiy -printsip-subekta -issledovanie-zhiznennogo -puti-lichnosti (дата обращения: 26.06.2022).- Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY. RU
Абульханова, К.А. Социально-философская и психологическая проблема субъекта / К.А. Абульханова. - Текст: электронный // Мир психологии. – 2013. – № 2 (74). – С. 262-275 URL: https: //www.elibrary. ru/item. asp?id=19034463 (дата обращения: 27.06.2022).- Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY. RU
Абульханова-Славская К.А., БрушлинскийА. В. Филосовско -психологическая концепция С.Л.Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. – М.:Наука,2007.-ISBN5 -02-01-13315.-URL:https://platona. net/load/knigi _po_filosofii/istorija _russkaja/filosofsko _psikhologicheskaja_koncepcija _rubinshtejna/15-1-0-934 (дата обращения: 26.06.2022). -Режим доступа: Электронная библиотека.- Текст: электронный
Асмолов А.Г. Психология личности: культурно -историческое понимание развития человека /А. Асмолов. —М.: Смысл : Издательский центр «Академия », 2007. — 528 с.- ISBN 978-5-89357-221-6 .- URL: https://klin. iga.ru/files /books/asmolov -psihologiya-lichnosti. pdf (дата обращения: 26.06.2022). - Режим доступа: Электронная библиотека.- Текст: электронный.
Бабинова Н.В. Субъект -субъектные отношения как условие организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.В. Бабинова. - Текст: электронный // Педагогическое образование в России. – 2015. - № 6. – С.45-50. URL: https://cyberleninka. ru/article /n/subekt -subektnye-otnosheniya -kak-uslovie-organizatsii -proektnoy-deyatelnosti -detey-starshego -doshkolnogo-vozrasta /viewer (дата обращения: 26.06.2022).
Белых Т.В. Психологические закономерности динамики субъектных свойств в структуре индивидуальности.
Вопрос о субъектеа и субъектности имеет особый статус в современной психологии. Субъект является центральным понятием современной психологии, и его статус становится самым дискуссионным. Трудности определения понятие "субъект" связано с недостаточным развитием этого понятия и его двусмысленностью. На недостаточная разработка концепции субъектности указывают такие психологи, как: К.A.Абульханова-Славская, А.Л.Журавлев, Б.А. Сосновский.Проблемы психологии субъекта, были сформулированы в 1920-1930-х годах двадцатого столетия. Методологическое поле субъективной парадигмы было разработано и обозначено А.В. Брушлинским. Активное развитие внутренней субъективности и проблем субъективности в отечественной психологической науке зародилось в последние десятилетия, когда наша страна претерпела серьезные социально-экономические преобразования,идеи свободы мысли и свободной личности приобрели базовый статус основополагающей экзистенциальной ценность демократического общества, так как субъект – это свободный человек. [45] Категория субъекта отражает особое качество и содержание отношения человека к окружающему миру, к окружающим людям и к самому себе. Категория субъекта считается базовой категорией в психологии в построении категории метапсихологической теории «Я». [47]Субъектная категория является философской и раскрывает качество личности среди видов деятельности, тем самым человек подчеркивает свое место в мире, свои способности к преобразующей деятельности и саморазвитию. К.А.Абульханова-Славская и А.В. Брушлинский в своих работах попытались интерпретировать категорию субъекта и обозначли методологические принципы изучения субъектности.