Разработка проекта железнодорожного зоологического тура (на примере Урала)
ВВЕДЕНИЕ
Туризм является одной из ведущих и наиболее развивающихся отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Индустрия туризма способствует притоку в страну финансовых ресурсов. Она не только дает доходы туристским фирмам, но и обеспечивает налоговые поступления, увеличивает спрос на продукты питания и разнообразные услуги, стимулируя тем самым развитие сопутствующих отраслей. Данный вид деятельности не требует крупных стартовых инвестиций, отличается высоким уровнем рентабельности и относительно небольшим сроком окупаемости капитальных вложений. Развитие туризма способствует созданию новых рабочих мест и обеспечивает занятость населения. Туризм поднимает престиж страны, ее авторитет в мировом сообществе и среди рядовых граждан. Он укрепляет межрегиональные и международные дружеские связи, развивает народную дипломатию, стабилизирует отношения между регионами и государствами.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………… 6
1 Развитие зоологического туризма в России……………………………... 9
1.1 Ключевые понятия: зоопарк – как экологический вид туризма…… 9
1.2 Теоретические основы и особенности экскурсий на примере зоологического туризма на железной дороге……………………………… 26
2 Анализ актуальности зоологических туров с использованием железнодорожного транспорта……………………………………………... 33
2.1 Состояние и перспективы развития железнодорожных туров России………………………………………………………………………… 33
2.2 Анализ зоопарков Урала……………………………………………… 45
2.3 Анкетирование на актуальность зоологических туров на железной дороге…………………………………………………………………………. 58
3 Создание зоологического железнодорожного тура на Урале…...……… 66
3.1 Разработка зоологического тура «Животные Урала»…………….… 66
3.2 Экономическое обоснование на исследуемой работе……....…...….77
Заключение…………………………………………………………………... 80
Список используемых источников…………………………………………. 81
Приложение А. Логотип компании «Заповедные железные дороги»...….. 83
Приложение Б. Эмблема Челябинского городского зоопарка......………...84
Приложение В. Интерактивная карта зоопарка, предоставленная на сайте городского Челябинского зоопарка………………..…………….…... 85
Приложение Г. Официальная эмблема ООО «Зеленая галерея»………..... 86
Приложение Д. Анкета актуальности зоологического тура на железной дороге…………………………………………………………………………. 87
Приложение Е. Рекламная брошюра для зоологического тура «Животные Урала»…………………………………………………………... 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Усыскин Г. С. Очерки истории российского туризма / Г. С. Усыскин – СПб.: Издательский дом Герда, 2000. – 224 с.
2 Биржаков М. Б. Введение в туризм / М. Б. Биржаков – СПб.: Издательский дом Герда, 2000. – 192 с.
3 Биржаков М. Б. Индустрия туризма: перевозки / М. Б. Биржаков – СПб.: Издательский дом Герда, 2007. – 528 с.
4 Храбовченко В. В. Экологический туризм / В. В. Храбовченко – Издательский дом Герда, 2003. – 208 с.
5 Сингапурский зоопарк [Электронный ресурс]. – URL : https : // www.wrs.com.sg/en/singapore-zoo.html (дата обращения 20.12.2022).
6 Зоопарк Торонто [Электронный ресурс]. – URL : https : // www.torontozoo.com (дата обращения 20.12.2022).
7 Парижский зоопарк [Электронный ресурс]. – URL : https : // www.instagram.com/zoodeparis (дата обращения 20.12.2022).
8 Зоопарк Рануа [Электронный ресурс]. – URL : https : // www.ranuazoo.com (дата обращения 20.12.2022).
9 Эдинбургский зоопарк [Электронный ресурс]. – URL : https : // www.edinburghzoo.org.uk (дата обращения 20.12.2022).
10 Парк львов Тайган [Электронный ресурс]. – URL : https : // www.park-taigan.ru (дата обращения 20.12.2022).
11 Наумова С. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме / С. А. Наумова – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2003. – 127 с.
12 Осипова О. Я. Транспортное обслуживание туристов / О. Я. Осипова – М.: Академия, 2006. – 384 с.
13 Транспортные услуги [Электронный ресурс]. – URL : http : // www.litra.pro/organizaciya-turisticheskog-tehnologiya-sozdaniya-turprodukta (дата обращения 10.01.2023).
14 Заповедные железные дороги [Электронный ресурс]. – URL : https://rusbestrailways.ru/ (дата обращения 10.01.2023)
15 Челябинский городской зоопарк [Электронный ресурс]. – URL : http://chelzoo.ru/ (дата обращения 10.01.2023)
16 Научный зоопарк «Все как у зверей» [Электронный ресурс]. – URL : http : // naukazoo.ru/ (дата обращения 10.01.2023).
Сегодня в мире насчитывается более 10 тыс. зоопарков и аналогичных учреждений, содержащих животных. Они входят в число наиболее популярных туристических аттракций, которые привлекают как детей, так и взрослых. Общую ежегодную численность посетителей зоопарков определить очень сложно. Всемирная организация зоопарков и аквариумов (WAZA) совершила попытку подсчитать количество посетителей для 1,2 тыс. зоопарков членов и ассоциированных членов организации в 1993 году. В то время этот показатель составил более 600 млн. чел. (что составляет по подсчетам почти 10 % населения планеты). При этом посещаемость более 8 тыс. зоопарков в данных подсчётах не была учтена, что даёт возможность предположить, что фактический показатель в несколько раз больше, чем предоставлен. Определённую сложность составляет также определение удельного веса туристов в общей массе посетителей. В некоторых зоопарках были проведены другие попытки подсчёта. Так в Лондонском зоопарке: 87 % посетителей – британцы, а 13 % – были иностранцы. А это составляет более 130 тыс. посетителей ежегодно, что является значительным туристическим потоком. В Австралии около 8 млн. чел. ежегодно посещают зоопарки, среди которых 5 млн. чел. – местное население, а 3 млн. чел, соответственно, – международные туристы. В данных подсчётах, однако, не была учтена численность внутренних туристов.В последние десятилетия экологические парки стали центром становления нового вида туризма – зоологического, так как для многих туристов посещения зоопарков стало являться основной целью их путешествий. Целью зоологического туризма является наблюдение и взаимодействие с дикими животными в разных формах: от пассивного наблюдения, фотосъёмки и киносъёмки, до кормления и прикосновений к экспонированным видам. Этот вид туризма имеет место только в учреждениях в условиях неволи или ограниченной воли, где содержатся дикие животные. Рост интереса к зоологическому туризму побуждает государство к созданию и развитию особо охраняемых природных территорий, заповедников, национальных и природных парков. Эти территории представляют собой основные объекты российского эко-зоотуризма. За 2017 год порядка 9 млн туристов посетили национальные парки России, и еще 2 млн заповедники.