Стили самооценки семейного воспитания как фактор формирования самооценки ребенка
Введение
Актуальность исследования. Традиционно в отечественной психологии проблема самоoценки рассматривается кaк одна из значимых и достаточно изученных: в исследованиях изучаются структура самооценки, этапы и механизмы развития, обсуждаются связи самооценки с различными характеристиками личности. Так, по данным Л. И. Бoжoвич, правильное формирование самооценки - один из важнейших факторов развития личности ребенка. Отсюда понятно, что специалисты работающие с детьми должны овладеть необходимыми сведениями, относящимися к психологии самооценки.Формирование самооценки зависит от многих факторов, особенно большое значение приобретает социальная среда. Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки окружающих (взрослых и детей ), а также деятельности самого ребенка и собственной оценки ее результатов.Самооценка человека - это его самоощущение, отношение к себе и представление о себе.
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния семейного воспитания на самооценку ребенка
1.1. Понятие самооценки
1.2. Особенности самооценки у младших школьников
1.3. Семья как фактор формирования адекватной самооценки у детей
1.4. Основные психологические модели детско-родительских отношений
1.4.1. Психоаналитическая модель детско-родительских отношений
1.4.2. Бихевиористская модель детско-родительских отношений
1.4.3. Гуманистическая модель детско-родительских отношений
1.5. Стили и типы семейного воспитания
Глава II. Эмпирическое исследование проблемы влияния стилей семейного воспитания на устойчивость самооценки
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Описание и анализ результатов исследования
Заключение
Выводы
Список используемой литературы
Приложение
Список литературы
Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. – 422с.
Блонский, П.П. Психология младшего школьника. М.: МОДЭК, 1997. – 547с.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование ) М., Просвещение, 1968. – 412с.
Боцманова, М.Э., Захарова, А. В. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии. - 1986. - № 2. - С. 41.
Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. канд. дис. М.: Изд-во МГУ, 1986.-32с.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение 1973. - 288с.
Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.
Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители. - М.: Профиздат, 1992.- 96с.
Григорян, Л.Т. Глаза детской любви. М.: Политиздат, 1969. – 144с.
Джемс, У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. -368сЗахаров, А.И. Влияние семейных факторов на снижение темпа психического развития детей. – Л.: Изд-во ЛПМИ, 1976. – 154с.
Захаров, А.И. Неврозы у детей психотерапия. СПб.: СОЮЗ, 1998. – 336с.
Захаров, А.И. Принятие детьми роли родителей в зависимости от характера семейных отношений. – Краснодар, 1978. – 133с.
Ильин, В.С. Формирование личности школьника М.: Педагогика, 1984. – 144с.
Ковалев, Г. А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда //Вопросы психологии. – 1993. - № 3. - С. 13
Ковалев, С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988. – 207с.
Крайг, Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 742с.
Кудинов, С.И. Психология младшего школьника. Бийск: НИЦ БПГУ., 2001. – 303с.
Кулагина, И.Ю. Личность школьника: от задержки психического развития до одаренности. М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 192с.
Лисина, M. И. Проблемы онтогенеза общения. - M.: Педагогика, 1986. - 144 с.
Самооценка традиционно считается структурным компонентом самосознания. Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это — как и сознание вообще — не пассивно, не зеркально. Представление человека о самом себе, даже о собственных психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже когда он стремится верно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая и то или иное отношение к себе, тесно связано и с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки [29].Как отмечает С.Л. Рубинштейн [25], самосознание — не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, — это нечто, бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство — мудрость.