Исследование профессионального выгорания в психотерапии (преподаватель)
ВВЕДЕНИЕ.
В современном обществе активно изменяется отношение людей к работе; работающие люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности своего рабочего места, материального благополучия, обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Параллельно идут процессы узкой специализации в профессии, интеграции со смежными отраслями, быстро меняются запросы рынка труда. Человек, встречаясь с трудностями, оказывается неспособным самостоятельно решить свои проблемы, снять психоэмоциональное напряжение, и как следствие побороть стрессовую ситуацию. В итоге, вместо нормальных стрессовых реакций, человек подвергается механизмам дистресса, способствующим ухудшению психофизиологических функций. Все это обуславливает развитие профессионального стресса у специалистов, а вследствие него – профессионального выгорания.
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ (ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ)…………………........................................ 10
1.1 Профессиональное выгорание как объект научного исследования……………………………………..................................................10
1.2 Механизм формирования профессионального выгорания .............. 17
1.3 Особенности профессионального выгорания у работников «помогающих» профессий………………………………………………...................................... 39
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ………-…………………………………………... 56
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У РАБОТНИКОВ, ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ............. 58
2.1 Организация и методы исследования…………..…………………... 58
2.2 Анализ полученных результатов ....................................................... 67
23. Рекомендации по профилактике и преодолению профессионального выгорания у работников помогающих профессий…........................................ 95
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ………………………..………………………... 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..…………….... 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................ 112
Приложение 1 .......................................................................................... 119
1. Андреева, Н. Ю. Эго-идентичность в структуре профессионального выгорания / Н.Ю.Амосова// Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. --2010. - №27.
2. Андреяшкин, О.В. Профессиональное выгорание, его суть и структура в исследованиях отечественных и зарубежных психологов / О.В. Андреяшкин // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. -2015.-№1
3. Бабич, О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов[Текст ] /О.И. Бабич//Автореф. дис. канд. психол. наук. Хабаровск.- 2007.
4. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - Москва: Издательство Юрайт . - 2018.
5. Водопьянова, Н. Е. Стандартизированный опросник «Профессиональное выгорание » для специалистов социономических профессий / /Н.Е.Водопьянова, Е. С. Старченкова, А. Д. Наследов // Вестник СПбГУ.- Серия 12. Социология.- 2013. №4.
6. Выгорание на работе официально признано болезнью [Электронный ресурс] режим доступа: https: //rg.ru/2019/05/29/vygoranie -na-rabote-oficialno -priznano-bolezniu. html
7. Вылегжанина, О. Е. Синдром эмоционального выгорания в педагогической практике / О.Е. Вылекжанина // Журнал ГрГМУ. -2010. - №3.
8. Гасюк, В. А Кадровые технологии борьбы с профессиональным выгоранием / В.А.Гасюк, В.В.Верна // сб. науч. тр. Преподавателей, аспирантов, соискателей, магистрантов и студентов. Симферополь: Аэтерна- 2016.
9. Гостева, Л. З. Профессиональное выгорание персонала, занятого в области социальной работы / Л.З.Гостева, Ю. В. Бадалян // Теория и практика общественного развития. -2013. -№11.
В зарубежной психологии стали уделять большое внимание новому явлению «выгоранию», было проведено большое количество научных исследований данного феномена. К 80-м годам ХХ века в зарубежной, научной, психологической литературе были опубликованы тысячи научных трудов, посвященных исследованию, такого явления, как «выгорание». Среди зарубежных ученых, которые изучали, проводили научные исследования «выгорания» можно выделить американского, социального психолога, нашу современницу Кристину Маслач. Изначально К. Маслач занималась исследованиями когнитивных стратегий людей, используемых для борьбы с эмоциональным возбуждением. В ходе этих исследований Маслач установила, что исследуемые ею феномены оказывают влияние на профессиональную идентификацию и поведение работников [21]. К. Маслач характеризовала «выгорание», как потерю интереса к работе. Но, в отличие от Г. Фрейденбергера, К. Маслач включала в понятие «выгорание» не только эмоциональный компонент, но и физический. В последствии, изучая феномен «выгорания», проведя научные исследования К. Маслач расширила имеющиеся представления о «выгорании». К. Маслач охарактеризовала «выгорание», как «синдром физического и эмоционального истощения, который сопутствует развитию отрицательной самооценке работников, способствует отрицательному отношению к работе, отсутствию внимания, равнодушию, отсутствию сочувствия по отношению к клиентам (пациентам)»[51,52]. Изначально, Кристина Маслач изучала явление «выгорание» у представителей социономических профессиях, т.е. профессий «помогающего» типа, где процесс работы был связан с постоянным общением с людьми, и оказанием специализированной помощи. К таким профессиям она относила врачей, психологов, учителей, педагогов, социальных работников, и др.Кристина Маслач: «Признавая, как много нам еще необходимо узнать о профессиональных опасностях выгорания, было бы поспешно и, вероятно, не нужно требовать определенных ответов на данную проблему… И хотя пока мы не уверены, что решим ее, мы думаем, что у нас есть некоторая довольно ясная программа, как это можно сделать». К.Маслач издала несколько книг, посвященных «синдрому выгорания», одну из своих она назвала: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие» [64,52].