Применение приемов песочной терапии в коррекции нарушений эмоциональной сферы детей с нарушениями речи

Скачать дипломную работу на тему: "Применение приемов песочной терапии в коррекции нарушений эмоциональной сферы детей с нарушениями речи". В которой выявлена эффективность программы коррекции нарушений эмоциональной сферы с применением приемов песочной терапии «Песочная фантазия» у дошкольников, имеющих нарушения речевого развития.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.03.2025
Объем файла
324 Кб
Количество страниц
56
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В настоящее время значительно возрос интерес специалистов различный профилей (педагогов, психологов, логопедов) к специально организованным занятиям с использованием метода песочной терапии [2, c. 45]. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен с древних времен.
Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, на снятие психоэмоционального напряжения. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит эмоциональное развитие.
О возможности использования песочной терапии при осуществлении коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, первой детально разработала Маргарет Лоунфелд [22, c. 64]. Т.Грабенко и Т. Зинкевич-Евстингеева предложили систему песочных игр, назв

Оглавление

Введение 3

Глава 1 Теоретические аспекты песочной терапии при работе с детьми с нарушениями речи 6

1.1 Особенности эмоциональной сферы детей с нарушениями речи в онтогенезе 6

1.2 История и современные тенденции песочной терапии 12

1.3 Возможности песочной терапии в коррекции эмоциональной сферы  детей с нарушениями речи 16

Выводы по главе 1 26

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по применению методов песочной терапии при работе с детьми с ограничеными возможностями здоровья 28

2.1 Организация и методы  исследования 28

2.2 Диагностика уровня развития эмоциональной сферы детей с нарушениями речи 31

2.3 Программа коррекции нарушений эмоциональной сферы детей с нарушениями речи средствами песочной терапии 37

2.4 Эффективность программы коррекции нарушений эмоциональной сферы детей с нарушениями речи средствами песочной терапии 39

Заключение 44

Библиографический список 47

Приложение 53

Библиографический список

1. Афанасьева, А. Б. Арт-технологии в диагностике и развитии // Опыт и инновации: мат. науч. конф. (Тольятти, 28–29 ноября 2019.) — Ульяновск. — 2019. — С.94–98. 

2. Балашова, В. П. Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи / В. П. Балашова. —// Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 767-770. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25323/.

3. Барсукова, О. В. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами арт-терапии / О. В. Барсукова. // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/1609/.

4. Баряева, Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры – занятия с природным и рукотворным оборудованием. – СПб.: Союз, 2015. – 160 с. 

5. Белашова, Е. В. Формирование положительной мотивации школьников через использование арт-технологий // На путях к новой школе. — 2019. — № 3. — С.15–16. 

6. Белоусова, Е. В. Арт-технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками / Е. В. Белоусова, О. В. Шишкина. — Ульяновск: ТГУ. — 2020. — 83с. 

7. Бурачевская, О. В. Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2020 г.). — Казань: Бук, 2020. — С. 139–142. 

8. Бурачевская, О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2020 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. — № 2 (6). — С. 95–97. 

9. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2020. - 200 c/

10. Грабенко,  Т. М. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: «Детство-Пресс», 2022. 

11. Грабенко, Т.М. Игры с песком, или песочная терапия [Текст] / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 5. - С.26 – 29. http://interactive project.ru

12. Елтарёва, К. К. Песочная терапия как средство психолого-педагогической коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников / К. К. Елтарёва // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 411-413. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38573/.

13. Епанчинцева, О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2020.- 199 с.

14. Жулина, Е.В. Сенд-коррекция недостатков темпо-ритмической стороны речи у старших

Все эти игры, по мнению Е.В. Белоусовой [6, c. 31] помогают решить немало коррекционных задач:
− закрепить навыки правильного произношения автоматизируемого звука;
− развить умения слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове;
− развить фонематический слух и т. д.
Такие образовательные занятия с песком, отмечает А.Б. Афанасьева [1] способствуют стабилизации психоэмоционального состояния, совершенствованию координации движений и развитию пальцевой моторики, развитию сенсорно-перцептивной сферы и тактильно-кинестетической чувствительности, формированию навыков общения и развитию диалогической и монологической речи, развитию пространственных предс