Языковая репрезентация концепта ГОРОД в лирике Н. Гумилева: лингвистический и методический аспекты

Цель работы содержится в анализе и систематизации лексических средств репрезентации концепта «город» в лирике Н.С. Гумилева
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
19.08.2022
Объем файла
191 Кб
Количество страниц
34
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2800 руб.
3500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

На текущий момент есть большое количество исследований, посвященных анализу различных концептов, а также возможность их языкового использования в отдельных художественных произведениях. Попова З. Д.  и Стернин И.А. отмечают, что, «рассмотрев всю совокупность языковых средств выражения концепта, а также тексты, в которых раскрывается содержание концепта, мы можем получить представление о содержании концепта в сознании носителей языка. Но это всегда будет лишь частью этого концепта, так как никакой концепт не выражается в речи полностью, поскольку, во-первых, концепт — результат индивидуального познания, обобщения, категоризации, а индивидуальное всегда требует комплекса средств для своего полного выражения; во-вторых, концепт представляет собой не жестко структурированную объемную единицу, целиком ее выразить просто невозможно; в-третьих, ни один исследователь и ни один лингвистический анализ не может выявить и зафиксировать, а затем проанализировать полностью все средства языковой и речевой репрезентации концепта в языке, всегда что-то остается не зафиксированным и, следовательно, неучтенным.»  [32]
В бакалаврской работе на основе теории, что концепт в обусловленном речевом контексте постоянно представляется вербализируемым, постараемся характеризовать отдельные методы языковой репрезентации концептов в тексте художественного произведения на примере поэтичных произведений Николая Гумилева. Естественно, задачи исследования личного стиля мастера слова притягивают внимание исследователей. С недавних пор повышенный интерес представляет исследование индивидуально-авторского стиля «как некоего закономерного единства, системы, обладающей специфической кристаллической структурой»[44].

Оглавление

Введение 3

Глава 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНЦЕПТ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 8

1.1. Понятие художественного концепта 8

1.2. Лексико-семантическое поле и его структура в плане реализации художественного концепта 14

Глава 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПТА «ГОРОД». СОСТАВ И СТРУКТУРА ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ И В ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НИКОЛАЯ ГУМИЛЕВА 19

2.1. Состав и структура ЛСП «Город» в лирике Н. Гумилева 19

2.2. Функциональные особенности концепта «Город» в лирике Н. Гумилева 21

Глава 3. ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЛЕКСИКЕ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (НА МАТЕРИЛЕ ТВОРЧЕСТВА Н. ГУМИЛЕВА) 27

3.1. Семантическая система художественного текста как объект изучения 27

3.2. Конспекты уроков 30

Заключение 43

Библиографический список 44

Библиографический список 

1. Багринцева О. Б. Стандартные и субстандартные лексические единицы в свете социолингвистических исследований / О. Б. Багринцева// Перевод – как диалог культур. – Астрахань, 2012. – С. 10–13. 

2. Барабушка И. А. Сложный концепт в художественной концептосфере: на материале образа города в русской и английской прозе 2-й половины XX - начала XXI вв.: диссертация кандидата наук: 2013/ Барабушка Ирина Алексеевна – Воронеж, 2013 – 191с.

3. Баранов А.Г. Прагматика как методологическая перспектива языка. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2008. – 188 с.

4. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988

5. Бородина М.А., Гак В.Г. К типологии и методике историко-семантических исследований Л.: Наука, изд.2017г. с.23

6. Воднева М. Г. Национальная и индивидуально-авторская концептуализация понятия "город" в русской языковой картине мира: диссертация кандидата филологических наук: 2011/ Воднева Марина Геннадьевна – Краснодар, 2011 – 244с.

7. Воркачев С.Г. Безразличие как этносемантическая характеристика личности: опыт сопоставительной паремиологии // ВЯ. 1997. № 4.  Воркачев, С. Г. Лингвокультурология, языковая личность: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С. Г. Воркачев // Филологические науки. — 2001

8. Гак В. Г. О семантической организации текста // Лингвистика текста: Материалы науч. конф. М., 1974.

9. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования – Москва, 2007

10. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.- 148 с.

11. Голева С. А. Лингвокультурологический и ономастический компоненты концепта "город" в русском и английском языках: диссертация кандидата филологических наук: 2006/ Голева Светлана Александровна – Москва, 2006 – 198с.

12. Гумилев Н. Колчан – Петроград, 1916

13. Гумилев Н. Чужое небо – Санкт- Петербург, 1912

14. Гумилёв Н.С. Забытая книга. М.: Художественная литература, 1989. 566 c.

15. Демьянков В. З., Кубрякова Е. С. Когнитивная лингвистика // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. – М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996. – КСКТ, с.53–55

16. Загороднева А. Р. Лексико-семантическая экспликация концепта "Город" в идиостиле И. Бродского: диссертация кандидата филологических наук: 2006/Загороднева Анна Робертовна – 2006. – 206с. 

17. Звегинцев В. А. О цельнооформленности единиц текста // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. 1980. № 1. — С. 13–21.

18. Ильин В. Г. Город как концепт культуры: Дис. ... д-ра социол. Наук: 2004// Ильин Виктор Григорьевич -  Ростов н/Д, 2004. 331 c

19. Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград-Архангельск. 1996. 

20. Карасик В. И. О типах дискурса – Волгоград, 2000

21. Карасик В.И., Прохвачёва О.Г. Иная ментальность. - М.: Гнозис, 2005.

22. Кожевникова Н. А. О роли лейтмотивов в организации художественного текста // Стилистика художественной речи : межвуз. темат. сб. науч. тр. — Саранск, 1979. — С. 40–60.

23. Купина Н. А. Смысл художественного текста и аспекты лингвосмыслового анализа.... Екатеринбург: Инт развития регион, образования, 1994 – 105 c.

24. Левковская, Н. А. В чем различие между сверхфразовым единством и абзацем // Филологические науки. — 1980. — № 1. C.75

25. Литвинов В. П. Книги должны работать - с.282-288 

26. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб., 285с.

27. Мегирцьян Т. А. Концепт "город" в творчестве Б. Пастернака: диссертация кандидата филологических наук: 2002/ Мегирьянц Татьяна Анатольевна – Воронеж,2002 – 198с.

28. Неретина С.С., Огурцов А.П. Концепт как возможность постижения смысла // Теоретическая культурология. – М.: Академический проект ; Екатеринбург: Деловая книга ; РИК, 2005. С. 212.

29. Новиков, А. И. Семантическое пространство текста и способы его членения// Категоризация мира: пространство и время. — М., 1997

30. Новиков, А. И. Семантическое пространство текста и способы его членения// Категоризация мира: пространство и время. — М., 1997.

31. Новикова Д. К. Функционально-прагматическая концепция текста: диссертация доктора филологических наук: 2017/ Новикова Дарья Константиновна – 2017, 228с.

32. Попова З.Д., Стернин И.А. Интерпретационное поле национального концепта и методы его изучения / З.Д. Попова, И.А. Стернин // Культура общения и ее формирование. Вып. 8.- Воронеж, 2001.

33. Попова З.Д., Стернин Методы выявления синтаксических концептов. И.А. Очерки. по когнитивной лингвистике. - Воронеж 2001.

34. Редкина Е. С. Лексико-семантические особенности организации текстов новейшей русской поэзии: диссертации кандидата наук: 2020/ Редкина Елизавета Сергеевна – Санкт-Петербург, 2020. – 229с.

35. Реферовская Е. А. Лингвистические исследования структуры текста – Москва, 1983

36. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.

37. Серебрякова С. В. Дистрибутивность семантики лексических параметров знака: диссертация кандидата филологических наук: 2002/ Серебрякова, Светлана Васильевна – Краснодар, 2002 – 431с.

38. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Отображение «текста» в тексте.//Изоморфизм на разных уровнях языковой системы – Москва, 1984

39. Трубина Е. Город в теории.– М.: НЛО, 2011.-520 с

40. Форманюк Г.А. Структура и семантика диалога в художественном тексте (на материале современной англоязычной прозы и драмы) / Автореф. Дис…канд. филол. наук. М., 1995

41. Чайка С. А. Лингвокультурологическое исследование концепта город в иностранной аудитории: На материале русского городского фольклора: диссертация кандидата педагогических наук: 2002/ Чайка Светлана Александровна – 2002 – 181с.

42. Четверикова, О.В. Знаки авторства творческой речевой индивидуальности / О.В. Четверикова // Вестник Тверского государственного университета. - Серия «Филология». - 2011. - № 4. - Вып. 2. «Лингвистика и межкультурная коммуникация». - С. 135-146. 

43. Чумак-Жунь, И.И. Поэтический концепт как когнитивно-дискурсивный феномен / И.И. Чумак-Жунь // Вестник Тамбовского универ-ситета. Серия Гуманитарные науки. – 2008.

44. Лихачев Д.С. О филологии – М., 1989, 209с

Концепт, по мнению Ю.С. Степанова, включает в себя такие компоненты, как «1) основной, актуальный признак; 2) дополнительный или несколько дополнительных, пассивных признаков, являющихся уже не актуальными, а историческими; 3) внутреннюю форму, обычно вовсе не осознаваемую, запечатленную во внешней словесной форме». [35] Первое составляющее – основное, актуальный признак концепта – имеет вес, «известен» всем носителям любого языка, любой  культуры. Выраженный словесно, он является средством коммуникации членов определенной этнической общности, нации, народа, народности. Второе составляющее – неактивный, «спящий» признак концепта, понятен для представителей определенной социальной группы, для конкретного социума. Третье составляющее – этимологический признак или внутренняя форма – является менее актуальным, это связано с тем, что историей слова занимается определенные специалисты.