Использование библиотерапии в работе с детьми с ОВЗ

Скачать дипломную работу на тему: "Использование библиотерапии в работе с детьми с ОВЗ". В которой проанализирована психолого-педагогическая литература о возможности применения методов библиотерапии детей с ограниченными возможностями здоровья; выявлены особенности детей с ОВЗ, имеющими нарушения речевого развития 3 уровня.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
04.03.2025
Объем файла
334 Кб
Количество страниц
65
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность: Ю.Н. Дрешер [1, c. 22], О.Л. Качабек [13, c. 22], Б.А.Симонов [9, c. 13] отмечают тот факт, что чтение художественной литературы имеет лечебный эффект. Это помогает людям осознавать, прорабатывать и избавляться от многих психических и физических (преимущественно психосоматического характера) недугов. Литература и искусство становятся сильными и перспективными средствами в психотерапии как благодаря собственному развитию, накоплению ценностей и методов влияния на человека, так и возрастающей подготовленностью современного общества к восприятию этих ценностей.
В настоящее время интерес к библиотерапии заметно вырос, что В.И.  Санинский [25, c. 41], М.П. Констина [16, c. 48] объясняют возможностями ее влияния на сознание индивидов и социальных групп, на возможность ее использования в качестве самосовершенствования и средства личного развития, в восстановлении жизненных сил человека и в рамках реабилитации личности или социальных групп.
Возможности применения м

Оглавление

Введение 3

Глава 1 Теоретические аспекты применения библиотерапии при работе с детьми с ОВЗ 6

1.1 Понятие и сущность библиотерапии как метода психологической реабилитации 6

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ 12

1.3 Библиотерапевтические методы лечения детей с ОВЗ 20

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по применению методов библиотерапии при реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья 30

2.1 Организация и методы исследования 30

2.2 Уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности у детей  подготовительной группы имеющих общее недоразвитие речевого развития 3 уровня. 33

2.3 Апробация библиотерапевтической программы для детей 6-7 лет с ОВЗ 43

2.4 Эффективность библиотерапевтической программы для детей 6-7 лет с ОНР 3 уровня 44

Заключение 49

Библиографический список 53

Приложение 58

Библиографический список

1. Бабкова, З.В. Реабилитация инвалидов при помощи книги / З.В. Бабкова // Сила печатного слова. - Ростов н/Д, 2022. – С. 11-12.

2. Балашова, Е.В. Библиотерапия: компенсаторное чтение художественной литературы [Текст] / Е.В. Балашова. – М.: БМЦ, 2019. – 249 с.

3. Балашова, Е.В. Библиотерапия: компенсаторное чтение художественной литературы / Е.В. Балашова.- Москва, 2021. – 64 с.

4. Балашова? Е.В. Психологическая адаптация личности ребенка к условиям и требованиям окружающей среды через библиотерапевтические методики [электронный ресурс]// Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-adaptatsiya-lichnosti-rebyonka-k-usloviyam-i-trebovaniyam-okruzhayuschey-sredy-cherez-biblioterapevticheskie

5. Бесчастная, Е. И. Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения социально неблагополучных детей / Е. И. Бесчастная // Воспитание школьников. – 2019. - № 9. – С. 50-54.

6. Библиотечный психолог: грани творчества / Сост. О.Кабачек.— М.: Шк. библиотека, 2022 — 230 с.

7. Бондарева, Л.В. Читательское восприятие /Л.В. Бондарева // Сила печатного слова. – Ростов н/Д, 2014. – С. 12-13.

8. Гафурова, Д.Х. Роль детской литературы в развитии детей  дошкольного возраста  // Академия. –2020– «17.– С. 34-39.

9. Дорогу осилит идущий: рек. список лит. / МУ НБИС; сост. А. П. Матвейчук. — Нягань, 2019. –13 с. С.3 

10. Дрешер, Ю. Н. Врачевание книгой // Библиотечное дело. — 2003. — № 12. — С. 7–10. 15.  

11. Дрешер, Ю.Н. Выбор педагогических технологий при подготовке библиотекарей к профессиональной деятельности в роли библиотерапевта [электронный ресурс]//Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-pedagogicheskih-tehnologiy-pri-podgotovke-bibliotekarey-k-professionalnoy-deyatelnosti-v-roli-biblioterapevta

12. Дрешер, Ю. Н. Кого и как лечит книга /Ю. Н. Дрешер //Б-ка. — 2019. — № 3. — С. 68–70.

13. Дрешер, Ю. Н. Книга лечит!: [Выборочный библиографический список публикаций по библиотерапии на русском языке с 1940 по 1997 г.] // Мир библиографии.-2019.-N 4. — С.45–50. 

14. Елисеева, Ю.А. О психологических механизмах библиотерапии: взгляд культуролога / [Текст] / Ю.А. Елисеева. – М.: БМЦ, 2019. – 305 с.

15. Жукова, В.И. Библиотерапия: история и современность [Текст] / В.И. Жукова // Сила печатного слова. – Ростов н/Д, 2021. – С. 5-10.

16. Зимина, М. А. Чтение художественной литературы как средство эмоционально-личностного развития ребенка дошкольного возраста / М. А. Зимина, И. А. Ганичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23243/ 

17. Кабачек, О.Л. Библиотерапия 

Другой аспект, лежащий в основе теории библиотерапии – это теория чтения как вида коммуникационной деятельности, посредством которого человек получает знания для коррекции своей жизни, поведения, мотиваций и т.д. Психологи рассматривают чтение как процесс получение знаний, в результате которого читатель извлекает из текста какое-либо зафиксированное в нем сообщение, информацию. Чтение как сложный вид коммуникационной деятельности состоит из нескольких процессов: восприятие и осознание текста, воссоздание осмысленных элементов текста в виде живых представлений, умственная переработка прочитанного, использование прочитанного на практике. Человеческое воображение в процессе чтения рисует образы, ощущения, почерпнутые из книги [40]. Таким образам, читая, человек познает. Отсюда и бытует изречение, что книга – источник знаний.
В свете теории библиотерапии библиотечное обслуживание рассматривается как часть библиотерапевтической практики. Библиотерапевтический процесс имеет две формы: индивидуальную и групповую [15, c. 74]. 
Индивидуальная библиотерапия направлена на развитие и коррекцию личности происходит в самом процессе чтения. Человек читает книгу, специально подобранную с терапевтической целью. Специально подобранная книга может стимулировать его развитие, отвлечь от горьких переживаний, помочь разобраться с проблемой. Например, прекрасный библиотерапевтический эффект производит чтение биографической и автобиографической литератур