Психологическая коррекция произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Скачать дипломную работу на тему: Психологическая коррекция произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В которой определены особенности произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития экспериментальным путём.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
28.02.2025
Объем файла
1390 Кб
Количество страниц
78
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Внимание – важнейший психический процесс, сопровождающий выполнение любой деятельности, как взрослых, так и детей. Внимание является одним из главных условий качественного, успешного овладения новыми навыками, а так же выполнения и применения привычных человеку умений. Несмотря на очевидную значимость и важность данного психического процесса изучение и определение содержания механизмов внимания является, на данный момент, важнейшей задачей для специалистов различных областей науки и требует подробного рассмотрения.Периодом формирования произвольности психических процессов, в том числе и внимания, является старший дошкольный возраст. Именно при условии успешного развития произвольного внимания ребенок может качественно осваивать и приобретать новые нужные ему навыки. При недостаточном развитии произвольного внимания в дошкольном возрасте, могут возникать проблемы в период школьной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Проблема внимания в психологии
1.2.Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Выводы по первой главе
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Организация, методы и методики исследования произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
2.2. Особенности произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Выводы по второй главе
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ
Выводы по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абасалиева А.З. Особенности внимания детей с задержкой психического развития // Теория и практика современной науки, 2017. С. 915−922.
2. Айзенберг Б.И. Кузнецова Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития // Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя / сост. Н.П.Вайзман. М.: Просвещение, 1992. 245 с.
3. Арскиева З.А., Ажиев М.В. Проблемы развития произвольного внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Современные методы и технологии обучения: детский сад-школа-ВУЗ. 2014. С. 24−29.
4. Баскакова И.И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития [Текст] / И. И. Баксакова. М.: НПО «МОДЭК», 2015. 64 с.
5. Белых В.А. Полный курс развития дошкольника. Внимание, память, мышление / под ред. В.А. Белых. М.: ЭКСМО, 2015. 187 с.
6. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. Москва: Владос, 2012. 455 с.
7. Боброва А.А. Особенности произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в норме и с ЗПР // Современные проблемы общей и специальной педагогики. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Югры, ГОУ ВПО ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» 2015. С. 194-196.
8. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры / под ред. З.М. Богуславской. М.: Просвещение, 2011. 343 с.
9. Большая книга детского психолога [Текст]: учеб. пособие для педагогов/ О. Н. Истратовой, Г. А. Широковой; под ред. Т. В. Эксакусто. Изд. 3−е. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 568 с.
10. Борисова М.А. Особенности внимания у детей с нарушением слуха и задержкой психического развития (ЗПР) // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. 

Педагоги считают, что понятие "внимание" означает направление сознания человека на определенные моменты или объекты, которые имеют особую значимость в какой-либо ситуации. При решении задач, которые требуют сосредоточения внимания, наблюдается повышение активности в различных областях - сенсорной, интеллектуальной или двигательной.Внимание так же можно определить как "динамическую характеристику протекания познавательной деятельности", которая выражает связь между психической деятельностью и объектом, на который направлено внимание [78].В современной психологии изучение внимания остается одной из наиболее актуальных проблем. Удивительно, что, несмотря на долгое и кропотливое исследование этой темы, термин не имеет общепринятого определения. Ученые и исследователи разных стран долгие годы пытались понять, что такое внимание, как оно образуется, чему подчинено и как оно влияет на другие психические процессы и функции.Несмотря на то, что было предложено множество теорий на этот счет, значительный вклад в историю изучения внимания внес Н.Н. Ланге. В своей работе «Теория волевого внимания» (1893) он упорядочил все известные теории в 8 групп, среди которых внимание рассматривалось как результаты: двигательного приспособления, ограниченности объема сознания, эмоций, апперцепции, усиленной нервной раздражительности, особой активной способности духа, деятельности различения и нервной задержки [30, с.80].Однако, несмотря на такое большое количество теорий, бесконечные споры на эту тему продолжаются.