Взаимосвязь самооценки и успеваемости младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Проблема исследования. При всем многообразии форм обучения и педагогических учреждений, возникающих в настоящее время, основными по-прежнему остаются задачи обучения и воспитания детей и контроль за этими процессами. На современном этапе развития начальной школы приоритетной целью обучения является развитие личности школьника. Личностное развитие младшего школьника соотносится с формированием его самосознания, важной и неотъемлемой частью которого является сформированность самоконтроля и самооценки.
Актуальность исследования. Младший школьный возраст признан достаточно ответственным и переломным периодом в жизни ребенка. Речь идет, в первую очередь, о начале обучения в школе, радикальных изменениях, происходящих с учеником. Кроме того, именно младший школьный возраст является сензитивным периодом становления самооценки как особого компонента самосознания.
У многих педагогов и родителей возникает вопрос, связанный с теми «изменениями», которые происходят с детьми за в
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….………..……..…….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ УСПЕВАЕМОСТИ И ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………..6
1.1. Изучение проблемы успеваемости в трудах отечественных психологов…………………………………………………………………………6
1.2. Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...15
1.3. Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего школьника………………………………………………………………………..22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….31
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ И САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……..33
2.1. Программа эмпирического исследования…………………………………33
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………..36
2.3. Программа коррекции самооценки младших школьников………………44
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….61
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Айдаева М.Н. Факторы становления самооценки младших школьников // Интелллектуальный потенциал XXI века: ступени познания, 2017. – № 18. – С. 58-62.
Амонашвили Ш.А. Возможность обучения без отметок в начальных классах. Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения. – М.: Просвещение, 2006. – 234 с.
Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников. – М.: Просвещение, 2004. – 138 с.
Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1998. – 324 с.
Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. – М.: УЧПЕДГИЗ, 1960. – С. 45-49.
Ананьев Б.Г. Вопросы общей детской психологии. – М.: Просвещение, 2004. – 368 с.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2005. – 279 с.
Антонова Г.П. Различия в мыслительной деятельности школьников при решении задач // Особенности умственной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1999. – 332 с.
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности. – М.: Просвещение, 1983. – 260 с.
Баймухаметова В.Р., Николаев Е.В. Особенности исследования уровня адекватной самооценки младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. – №9-3. – С. 447-449.
Барлас Т.В. Психологический практикум для начинающих. – М.: Когито-Центр, 2014. – 208 с.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. – М.: Прогресс, 1986. – 456 с.
Блонский П.П. Трудные школьники. – М.: Просвещение, 2001. – 198 с.
Блонский П.П. Школьная успеваемость // Избранные педагогические произведения. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 261 с.
Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. – СПб.: Питер, 2005. – 376 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1998. – 321 с.
Божович Л.И. О некоторых
Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего школьника
Оценивая знания, учитель одновременно оценивает личность, ее возможности и место среди других – именно так воспринимаются оценки детьми. Ориентируясь на оценки учителя, дети сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных и т.п.
Можно выделить три группы детей по степени сформированности у них представлений о себе: 1) дети, которые в учебной деятельности больше ориентируются на знания о себе, чем на оценку взрослых и быстро приобретают навыки самоконтроля; 2) представления учащихся о себе неадекватны и неустойчивы. У них нет достаточного умения выделять существенные качества у себя, анализировать свои поступки. Лишь в некоторых ситуациях дети этой группы могут оценивать себя адекватно. Такие дети требует особог