Взаимосвязь школьной мотивации и чувствительности к наказанию и вознаграждению в подростковом возрасте

Скачать дипломную работу на тему: "Взаимосвязь школьной мотивации и чувствительности к наказанию и вознаграждению в подростковом возрасте". В которой раскрыты психологические аспекты внешней регуляции поведения: чувствительность к вознаграждению и наказанию. Описано влияние чувствительности к наказанию и вознаграждению на школьную мотивацию в подростковом возрасте.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.02.2025
Объем файла
229 Кб
Количество страниц
46
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Формирование школьной мотивации можно назвать одной из главных проблем современной школы, что вызвано совершенствованием системы образования, подготовкой к жизни людей, способных самостоятельно получать знания, формированием их активной жизненной позиции и опыта творческой, деятельности. В последнее время все большее значение приобретают исследования мотивации деятельности, ориентированной на результат.
Проблема формирования школьной мотивации к учебной деятельности лежит на стыке обучения и воспитания, это важнейший аспект современного образования.
В подростковом возрасте проблема учебной или школьной мотивации является особенно актуальной по причине возрастных особенностей учащихся: смены ведущего типа деятельности, фoрмирования чувствa взрослости, изменения восприятия взрослого и др.
В основе исследования теоретические положения, разработанные трудами ведущих отечественных и зарубежных психoлогов, которые занимались проблемами мотивац

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..…………….…….….….3

ГЛАВА 1 Теоретический анализ взаимосвязи школьной мотивации и чувствительности к наказанию и вознаграждению в подростковом возрасте…6

1.1 Понятие и виды мотивации в отечественной и зарубежной психологии..……….………………..………………...………….………..….…...6

1.2 Психологические аспекты внешней регуляции поведения: чувствительность к вознаграждению и наказанию…………………………....11

1.3 Взаимосвязь школьной мотивации и чувствительности к наказанию и вознаграждению у подростков…………………………………………..….23

ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи школьной мотивации и чувствительности к наказанию и вознаграждению в подростковом возрасте…..………………………31

2.1 Организация и методы исследования…….…………………….……31

2.2 Результаты эмпирического исследования…………….……………..35

2.3 Анализ результатов корреляционного анализа.………………….....37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………...41

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………..….………...44

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..……….…..49

А. Данные индивидуальных первичных результатов тестирования…..49

Б. Данные корреляционного анализа………………………………….…53

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреева А.Д. Изучение учебной мотивации подростков и старших школьников: история вопроса // Психология и школа, 2009, 4. С. 64-70. 

2. Андреева А.Д. Сравнительное изучение мотивов учения современных школьников и их сверстников 50-60-х годов // Формирование личности в онтогенезе. Сб. науч. тр. М., АПН СССР, 1991. С. 62-73. 

3. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М. Смысл, 2010. 

4. Вайсман Р. С. К проблеме развития мотивов и потребностей личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1973, № 5. С. 30-40. 

5. Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 2000, № 4. С. 33-41. 

6. Вартанова И.И. Развитие учебной мотивации и методы обучения в школе // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 2001, № 2, с. 16-24.

7. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Издво Моск. ун-та, 1991. 

8. Васильев И.А., Леонтьев Д.А., Митина О.В., Шапкин С.А. Ориентация на действие или состояние как индивидуальная характеристика саморегуляции. М.: Смысл, 2012 

9. Воронкова И.В. Взаимосвязь учебно-познавательной мотивации с эмоциональным отношением к учению и интеллектуальным развитием старших подростков (На примере развивающего и традиционного образования). Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13, 19.00.07 Казань, 2005. 162 с. 

10. Воронкова И.В. Особенности учебной мотивации и интеллектуального развития старших подростков, обучающихся в разных дидактических системах // Психологическая наука и образование, 2003, № 4. С. 80-88.

11. Гордеева Т.О. Мотивы учебной деятельности учащихся средних и старших классов современной массовой школы // Психология обучения. 2010а. № 6. С. 17-32. 

12. Гордеева Т.О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж. Рензулли к интегративной модели мотивации // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 1(15). Электронный ресурс: http://psystudy.ru 374 

13. Гордеева Т.О. Мотивационные 

Подшкала «Ожидание наказания» (Punishment Expectancy) оценивает пессимизм, недоверчивость и ожидание личных неприятностей в виде несчастных случаев, заболеваний, нападений. При этом в обе подшкалы входят обратные утверждения. Например, Reward Expectancy включает пункт «Если я буду искать работу, мне, вероятно, понадобится много времени, чтобы найти ее»). В связи с этим, несмотря на разделение пунктов по подшкалам с помощью факторного анализа, содержание подшкал недостаточно четко разведено. Два других инструмента BIS/BAS и The sensitivity to punishment and sensitivity to reward questionnaire (SPSRQ) оказались более удачными и широко применяются для оценки систем активации и торможения поведения.
1.1. Опросник Карвера и Уайта (BIS/BAS).
The BIS/ BAS scales созданы К. Карвером и Т. Уайтом [13] (ОКУ в русскоязычной адаптации Г.Г. Князева и др. [24]). Опросник состоит из 24 пунктов, 4 из кото