Методика коррекции паралитического сколиоза у детей 15-17 лет со спастической формой ДЦП средствами адаптивной физической культуры
ВВЕДЕНИЕ
По данным Всемирной Организации Здоровья(ВОЗ) распространенность ДЦП составляет 2 ребенка на 1000 новорожденных, что, несомненно, можно назвать проблемой мирового масштаба. По различным данным за последние десятилетия эта цифра растет и нет уверенности, что ситуация может измениться в лучшую сторону. Проблема ДЦП особенно актуальна, потому что эта болезнь «затрагивает» детей. Поэтому неудивительно, что к изучению данной патологии приковано внимание многих отечественных и зарубежных ученых, врачей.
По детской инвалидности среди неврологических заболеваний ДЦП «стоит» на первом месте.
Известно несколько [41] классификаций ДЦП и в каждой неизменно подчеркивается, что спастическая диплегия является самой часто встречающейся его формой[5;28;29] и, вместе с тем, она считается наиболее благоприятной в плане коррекции нарушений(физических, психических) что в дальнейшем может привести к адаптации ребенка в обществе.[38]
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1.Этиология ДЦП 6
1.1.2. Клиническая картина ДЦП(спастическая диплегия) 8
1.2. Понятие о сколиозе 10
1.2.1.Анатомо-физиологические особенности позвоночника 10
1.2.2.Кровоснабжение позвоночника 13
1.2.4. Степени сколиозов 17
1.2.5. Прогнозирование при сколиозах 18
1.2.6. Нарушения, происходящие в мышцах туловища при сколиозах 19
1.3. Методики коррекции сколиозов 23
1.4. Адаптивная физическая культура для детей с поражением ОДА 25
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Задачи исследования. 28
2.2. Методы исследования. 28
2.2.1. Теоретический метод исследований. 28
2.2.2. Функциональный метод исследований. 29
2.2.3. Педагогический эксперимент 31
2.2.4. Педагогическое наблюдение 31
2.3. Организация исследования 31
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ ПАРАЛИТИЧЕСКОГО СКОЛИОЗА У ДЕТЕЙ 15-17 ЛЕТ С ДЦП(СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ) СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 33
3.1.Особенности групп участников эксперимента 33
3.1.1. Описание комплекса упражнений 34
Комплекс упражнений для разминки. 34
3.2. Основной комплекс упражнений 42
3.2.1. Основной комплекс упражнений контрольной группы 42
3.2.2. Основной комплекс упражнений экспериментальной группы. 48
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 55
ВЫВОДЫ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеев, А. В. Заболевания позвоночника / А. В. Авдеев, А. К. Вешкин, В. Ф. Гладенин, А. С. Кабанов, Р. С. Маняхин, Э. А. Муллаярова, Д. Н. Орлов, К. М. Капустин, Д. А. Шебалдов ; [под ред. Ю. Ю. Елисеева]. – М. : Научная книга / T8RUGRAM, 2017. – 586 с.
2. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения : учебное пособие / под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2014. – 298 с.
3. Адаптивная физическая реабилитация для лиц с ДЦП: методические материалы. / Авторы-составители: Е.А. Волкова, А.В. Жуковская, Е.А. Кукушкина, П.С. Федорова. – Ярославль, 2016. – 68 с
4. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. Издательство:«ЗДОРОВЬЯ». 1988 ISBN 5-311-00052-Х
5. Баиндурашвили, А.Г Коррекция двигательных нарушений в комплексе медицинской абилитации детей, больных детским церебральным параличом: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием; Санкт-Петербург, 20-21 ноября 2019 года / ФГБУ «НИДОИ им. Г.И. Турнера» Минздрава России, Протезно-ортопедический центр «Сколиолоджик.ру»; [Главный редактор академик РАН д.м.н. проф. Баиндурашвили А.Г., зам. главного редактора д.м.н. Кенис В.М., член-корр. РАН д.м.н. проф. Виссарионов С.В, к.м.н. Леин Г.А.; редакционный комитет: к.м.н. доц. Овечкина А.В., к.м.н. Аржанникова Е.Е., к.м.н. Гусев М.Г.]. [Электронный ресурс]. – СПб.: Наукоемкие технологии, 2019. – 99 с. Режим доступа: https://publishing.intelgr.com/archive/korrektsiya-dvigatelnyih-narusheniy-detey.pdf. ISBN 978-5-6044429-1-3
6. Балич, Г.Л. Анатомия человека / Г. Л. Билич, Е. Ю. Зигалова. — 2-е изд. — Москва : Издательство «Э», 2016. — 240 с. + ил. — (Медицинский атлас)
7. Барашнев, Ю.И. Дифференциальный диагноз врожденных и наследственных заболеваний у детей [Текст] / Ю. И. Барашнев, Г. С. Руссу, Л. З. Казанцева ; отв. ред. Ф. М. Китикарь. - Кишинев : Штиинца, 1984. - 214 с. : ил.
8. Безотечество, К. И. Гидрореабилитация : учебное пособие / К. И. Безотечество. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 156 с. — ISBN 978-5-9765-2473-6.
9. Белоусова E.Д. Факторы риска, тактика лечения и прогноз судорожного синдрома и эпилепсии у детей с детским церебральным параличом. Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. М., 2004, 48 с.
10. Бодяжкина, В.И. Акушерство/ Бодяжина В.И., Жмакин К.Н., Кирюшенков А.П.-М.:Медицина,1986.-496 c., ил.
11. Бронников, В.А. Детский церебральный паралич.Книга для родителей ребенка с ДЦП/Бронников В.А,Залазаева Е.А,Зиновьев А.М,Надеева Н.М,Кротова Л.Н,Шилова Л.А– Пермь: РИЦ «Здравствуй!», ООО «Спектр Пермь», 2019. – 361 с., ил.
12. Ватолина М.И. О роли различных перинатальных факторов в развитии детских церебральных параличей. /Материалы V Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров. - М., 1969. - Т.2. - С. 394.4
13. Власова, Т.А. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. / Ред.Т.А. Власова. М.: Педагогика. 1985. 128 с
14. Волков И.М. Здравоохранение/ N 5. - С.58- 62.Кишинев 1974
15. Гросс, Н.А. Проблемы двигательной реабилитации детей с отклонениями в развитии // Специальная Олимпиада России-2005: материалы 6-ой Всерос. науч.- практ. конф., г. Челябинск, 2005. С. 56-59.
16. Гросс, Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата./ Н.А.Гросс. М.: «Советский спорт». 2000. 224 с
17. Дикуль, В. И. Против боли в суставах / В.И. Дикуль. — М. : Эксмо, 2012. — 272 с. : ил. — ISBN 978-5-699-55320-4
18. Дикуль, В. И. 3 лучшие системы от боли в спине / В. И. Дикуль — «Эксмо», 2011
19. Дикуль, В. И. Если болит спина / В. И. Дикуль — «Эксмо», 2013
20. Дикуль, В. И. Жизнь без боли в спине / В.И. Дикуль. – М. : Эксмо, 2010. – 272 с. : ил.
21. Дикуль, В.И. Полная энциклопедия спины и суставов : традиционные и инновационные методы лечения / В. И. Дикуль. – М. : Эксмо, 2013. – 688 с. : ил. – (Медицинская энциклопедия). ISBN 978-5-699-53849-2
22. Евсеев, C.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник/ С. П. Евсеев. - М .: Спорт, 2016. - 616 с .: ил. ISBN 978-5-906839-42-8
23. Евсеев, C.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник/С.П.Евсеев,О.Э.Евсеева; под ред. С.П.Евссева - М. : Спорт, 2016. – 384c. : ил. ISBN 978-5-906839-18-3
24. Жмуров, В.А. Психиатрия /В. А. Жмуров — «ЛитРес: Самиздат», 2020
25. Жмуров, В.А. Психиатрия.Энциклопедия/2016. 3629 c.,Правообладатель: Accent Graphics communications
26. Каверзнева,Т.Т. Физиология человека. Учебное пособие. – СПб.: СПбГПУ. – 2007. – 153 с.
27. Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации.ДЦП./«ЭЛБИІ-СПБ»,С-Петербург.-2005. 112c.,ил. ISBN 5-93979-087-9
28. Кильдиярова Р.Р. Журнал невропатологии и психиатрии/Кильдиярова Р.Р.,Столович М.Н.,Колесникова М.Б. - 1988. - N 10. - С. 1452.
29. Клинические рекомендации:Детский церебральный паралич у детей/ Союз педиатров России. 2016
30. Козлова, С.И. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование:Справочник/Козлова С.И.,Семанова Е.,Демикова
31. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Левченко И.Ю., Приходько О. Г., — М.: Издательский центр«Академия», 2001. — 192 с. ISBN 5-7695-0564-8
32. Лечебная физическая культура при деформациях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей: учебно-методическое пособие / Сост. Н. И. Шлык., И. И. Шумихина, А. П. Жужгов; отв. ред. Н. И. Шлык. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2014. - 168 с.
33. Лечебная физическая культура при нарушении осанки у детей: практическое пособие для врачей / Д.А. Чечѐтин, А.Н. Цуканов, Д.В. Чарнаштан, Э.А. Надыров, Т.В. Бобр, Е.Ю. Зайцева, Н.М. Иванова. – Гомель: ГУ «РНПЦ РМиЭЧ», 2015. – 86 с.
34. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. — М.: ООО «Фирма «Изда¬тельство АСТ», 1998.— 272 с., 50 ил.
35. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии/ СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
36. Мастюкова, Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда / Мастюкова Е. М. Ипполитова — М.: Просвещение, 1985.
37. Миронова, Е.Н. Основы физической реабилитации / «Основы физической реабилитации»: МАБИВ; Орел; 2017
38. Мисюк, М.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебник и практикум для вузов / М. Н. Мисюк. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 332 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14054-5.
39. Найдин, В.А. Лечебная физическая культура в клинике нервных болезней: Справочник под редакцией Епифанова - М.: Медицина, 1987. - 234 с.
40. Насибулина, Т.В. Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Методическое пособие/Т.В.Насибулина,Новикова И.Д, Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Методическое пособие. 61с.Сыктывкар 2016
41. Немкова, C.А. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений: учеб.-метод, пособие / М-во здравоохранения и соц. развития Российской Федерации, Науч. центр здоровья детей РАМН, Российский нац. исслед. мед. ун-т им. Н.И. Пирогова; [сост.: С.А. Немкова и др.]. — М .: Союз педиатров России, 2012. — 60 с. ISBN 978-5-904753-20-7
42. Немкова, С.А. Современные принципы ранней диагностики и комплексного лечения перинатальных поражений центральной нервной системы и детского церебрального паралича: методическое пособие/С.А.Немкова, Н.Н.Заваденко, М.И. Медведев. – М.: ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, 2013. – 76 с ISBN 978-5-88458-324-5
43. Никитина, Н.М. Детский церебральный паралич/М., «Медицина», 1979, 120 с., ил
44. Никитинская, Т.В. Биология / Т. В. Никитинская. — Москва : Эксмо, 2019. — 320 c. — (Наглядный справочник для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ).
45. Околокулак, Е.С. Анатомия человека : учебное пособие / Е. С. Околокулак, Ф. Г. Гаджиева; под ред. Е. С. Околокулака. – Минск : Вышэйшая школа, 2020. – 383 с. : ил.
46. Оперативное лечение деформаций позвоночника у пациентов с детским церебральным параличом / А.Н.Бакланов, С.В.Колесов, И.А.Шавырин // Травматология и ортопедия в России. – 2011. - №3. – С. 73-79
47. Пануш, В.Г. Адаптивная физическая культура как коррекционно-педагогическое направление в системе психолого-педагогической работы при ДЦП / Пануш В.Г. // Открытый мир: Науч.-практ. семинар по адапт. двигат. активности. - М., б. г. - С. 73-77.
48. Периостовцев, В. Здоровый позвоночник / Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2017
49. Петров, П.К. Математико-статистическая обработка и графическое представление результатов педагогических исследований с использованием информационных технологий: учеб. пособие, Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. 179 с. ISBN 978-5-4312-0176-9
50. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: учебник для студ.учреждений высш.образования/С.Н.Попов,Н.М.Валеев,Т.С.Гарасева.;под ред.С.Н.Попова.- 11-е изд.,стер.-М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 416c. – (Сер.Бакалавриат). ISBN 978-5-4468-1447-3
51. Профилактика и реабилитация заболеваний и травм опорнодвигательного аппарата средствами физической культуры : учебное пособие / сост. : Л. В. Чекулаева, И. В. Переверзева, Л. А. Кирьянова, Е. Н. Кодрашкин. – Ульяновск : УлГТУ, 2020. – 218 с. ISBN 978-5-9795-2083-4
52. Сапин, М. Р. Анатомия человека: учебник / Сапин М.Р. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. Т. 1.
53. Семёнова, Е.В. Реабилитация детей с ДЦП. Обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам / Е.В.Семёнова,А.Е.Коршикова – Морозова,А.В.Трухачёва,Е.Ю.Заблоцкис. –М.:Лепта Книга,2018.-584c ISBN 978-5-91173-531-9
54. Семёнова, К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом/К.А.Семёнова,Издательство:Закон и порядок,2007,616c; ISBN: 5-98465-030-4
55. Семёнова, К.А. Журнал невропатологии и психиатрии/ - 1980. - N. 10. - С.1445- 1450
56. Семёнова, К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей/К.А.Семёнова,Е.М.Мастюкова,М.Я.Смуглин,Издательство«МЕДИЦИНА» Москва,1972
57. Семёнова, К.А.Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах/М.,«Медицина » 1976; 185c., c ил.
58. Соколова, В.С. Адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом : монография / В.С. Соколова, А. А. Анастасиадис. - М. : МПГУ, 2018. - 164 с. - ISBN 978-5-4263-0603-5.
59. Таболин,В.А. Справочник неонатолога/ Под редакцией В. А. Таболина, Н. П. Шабалова. Издательство Медицина 1984
60. Цукер, М.Б.Клиническая невропатология детского возраста [Текст] : (руководство) / М. Б. Цукер. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Медицина, 1986. - 462 с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 453-459. - (в пер.) : Б. ц.
61. Цыбульников, Н.Д. К вопросу этиологии эпилепсии и гиперкинезов у больных детским церебральным параличом/ Цыбульников Н.Д./ Научные труды Омского мед.ин-та.-1974; №116
62. Эшвел, К Популярная анатомия человека. Подробное иллюстрированное руководство с тестами для самоконтроля / Кен Эшвел; [пер. с англ. С.Ю. Чигринец]. – М.: Эксмо, 2013. – 304 с. : ил. – (Цветные иллюстрированные медицинские атласы). ISBN 978-5-699-63464-4
63. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с, ил. ISBN 5-85009-743-0
Ведущая роль в реабилитации больных сколиозом принадлежит АФК. Клинико-физиологическим обоснованием к применению средств АФК в комплексной реабилитации больных сколиозом является связь условий формирования и развития костно-связочного аппарата позвоночника с функциональным состоянием мышечной системы. АФК способствует формированию рационального мышечного корсета, удерживающего позвоночный столб в положении максимальной коррекции. Применяются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения. Специальными являются упражнения, направленные на коррекцию патологической деформации позвоночника – корригирующие упражнения. Они могут быть симметричными, асимметричными, деторсионными. Неравномерная тренировка мышц при выполнении симметричных упражнений способствует укреплению ослабленных мышц на стороне выпуклости искривления и уменьшению мышечных контрактур на стороне вогнутости искривления, что непосредственно приводит к нормализации мышечной тяги позвоночного столба. Асимметричные корригирующие упражнения используются с целью уменьшения сколиотического искривления. Они подбираются индивидуально и воздействуют на патологическую деформацию локально.