Исследование психологических особенностей подростков из неполных семей
ВВЕДЕНИЕ
Семья представляет собой главнейший фактор социализации, основу для гармоничного и целостного развития детей, оказывает решающее влияние на формирование личности, закладывая фундамент важнейших человеческих качеств. Однако если раньше воспитание осуществлялось преимущественно в полных семьях, то в настоящее время ситуация кардинально изменилась. В современном мире классическая форма семьи, состоящая из отца, матери и ребенка (детей), постепенно уступает место семье другого уменьшенного состава – один родитель и дети. Такую семью принято называть неполной. Источником увеличения количества неполных семей (чаще материнских) являются, как правило, разводы и внебрачные рождения.
В настоящее время увеличивается количество неполных семей. Согласно данным статистики, число браков в России за май 2022 года составило 44700, что на 1800 меньше, чем год назад. При этом число разводов выросло на 19,9 % и составило 58700 в мае 2022 года. И часто речь идет не только о разводах родителе
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………....... 3
1 Психологические особенности подростков и неполных семей: теоретический аспект……………………………………………………… 9
1.1 Неполная семья как институт социализации..………………………9
1.2 Особенности развития детей в неполной семье……………………. 18
1.3 Особенности подросткового периода и формы работы с неполными семьями………………………………………………….. 30
2 Психологические особенности подростков и неполных семей: результаты исследования ………………………...….……………….…... 39
2.1 Стратегия и методы исследования психологических особенностей подростков из неполных семей …………………………………….... 39
2.2 Результаты исследования……………………………………………... 44
2.3 Рекомендации оказанию поддержки подростков из неполных семей…………………………………………………………………… 57
Заключение………………….…………………………………………….….. 63
Список использованных источников……………………………………….. 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Абрамова, Г. С. Практикум-хрестоматия по возрастной психологии / Г. С. Абрамова. – Москва : Прометей, 2018. – 384 с. : ил. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494846 (дата обращения: 18.04.2023). – ISBN 978-5-906879-72-
2.Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – 3-е изд. – Москва : Питер, 2010. – 282 с. : ил., табл. – (Мастера психологии). – ISBN 978-5-49807-869-4.
3.Андрюшина, Е. В. Подростки, здоровье, семья / Е. В. Андрюшина // Проблемы развития территории. – 2004. – Вып. 25. – С. 56–63. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podrostki-zdorovie-semya/viewer (дата обращения: 18.04.2023)
4.Анцыферова, Л. И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова // Психология личности в трудах отечественных психологов / составитель Л. В. Куликов. – 2-е изд., перераб. И доп. – Москва : Питер, 2009. – С. 47. – URL: http://psihdocs.ru/lev-kulikov-psihologiya-lichnosti-v-trudah-otechestvennih-psih.html?page=19 (дата обращения: 25.03.2023).
5.Ахвердова, Е. В. Социокультурное пространство современной неполной семьи: проблемы, пути решения, перспективы развития : монография / Е. В. Ахвердова, В. А. Бурковская. – Елец : Типография, 2007. – 147 с. : ил., табл. – ISBN 978-5-94947-046-6.
6.Бакланова, Н. К. Работа с неблагополучной семьей : учебно-методическое пособие / Н. К. Бакланова ; Департамент образования города Москвы, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городский педагогический университет», Институт психологии, социологии и социальных отношений, Кафедра педагогической возрастной и социальной психологии. – Москва : МГПУ, 2018. – 70 с. – ISBN 978-5-6041748-0-0.
7.Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – Санкт-Петербург : Евразия, 2000. – 318 с. : ил. – ISBN 5-8071-0040-9.
8.Бехтерев, В. М. Объективная психология / В. М. Бехтерев. – Москва : Юрайт, 2023. – 551 с. – (Антология мыс
Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано: с разводом, смертью, раздельным проживанием или частыми и длительными командировками, отрицательно сказывается на развитии математических способностей как мальчиков, так и девочек. По данным многочисленных исследований, способности к математике, особенно к геометрии, качество мышления, в наибольшей степени страдающее при дефиците мужского влияния. Математические способности едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского воспитания. Недоразвитость этих способностей не связана ни с материальными трудностями «безотцовой» семьи, ни с конфликтами, сопровождающими уход отца. В ее основе отсутствие специфики интеллектуальной среды, создаваемой мужчиной. Женщины, чье детство прошло без мужского влияния, испытавшие в этот период дефицит мужского общения, часто всю жизнь страдают