Двоемирие и зеркальность в прозе Э.Т.А. Гофмана и русских символистов
Введение
Зеркало нередко играет роль части картины мира произведения и в мировой, и в русской литературе. Зеркало можно увидеть и как обычный предмет интерьера, и как нечто, скрывающее в себе тайну. Главное свойство зеркала – способность отражать, удваивать (т.е. зеркальность), что вносит некий ореол качеств, которыми зеркало наделено в произведениях.В настоящей работе зеркало рассматривается главным образом как граница между мирами в литературном произведении. Мотив зеркальности сопряжен главным образом с мотивом двоемирия, поэтому необходимо узнать, составляют ли они мотивный комплекс.В данной работе исследуется то, каким образом данные мотивы взаимодополняют друг друга и как коррелируют между собой.Двоемирие и зеркальность особенно интересны для изучения в качестве символа, символистское восприятие зеркала обширно и глубоко, что дает возможность наполнить произведение разнообразными смыслами и идеями, выстраивая аналогии с мифологией и философией.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения мотива двоемирия и мотива зеркальности 7
1.1. Специфика терминологии и мотивный комплекс зеркального удвоения 8
1.2. Исследования о мотивах двоемирия и зеркальности в прозе Гофмана 11
1.3. Исследования о мотивах двоемирия и зеркальности в творчестве русских символистов 14
Глава 2. Двоемирие и зеркальность в новеллах Э. Т. А. Гофмана 17
2.1. «Песочный человек» 18
2.2. «Золотой горшок» 22
Глава 3. Двоемирие и зеркальность в рассказах русских символистов 27
2.1 «Защита» Валерия Брюсова 31
2.1 «В зеркале» 34
2.2 «Зеркала» Зинаиды Гиппиус 37
2.2.1 «Ведьма» 38
2.1.2 «Живые и мертвые (Среди мертвых)» 41
Заключение 47
Список использованной литературы 50
Список использованной литературы
Источники:
Бальмонт К.Д. Поэзия как волшебство: статья // Бальмонт К. Д. Стозвучные песни: Сочинения (избранные стихи и проза). – Ярославль, 1990.
Брюсов В.Я. Владимир Соловьев. Смысл его поэзии: статья // Брюсов В. Собр. соч. В 7 т. Т. 6. Статьи и рецензии 1893–1924. – Москва, 1975.
Брюсов В.Я. Земная ось: Рассказы и драматические сцены / В.Я. Брюсов – Москва: Скорпион, 1907. – 166 c.
Брюсов В.Я. Повести и рассказы. – Москва: Сов. Россия, 1983. – 368 с.
Гиппиус З. Собрание сочинений: в 15 т. – Москва: Русская книга, 2001–2013.
Гофман, Э.Т.А. Собр. соч.: в 6 т. / Сост. А. Ботниковой и А. Карельского. – Москва: Художественная литература, 1991.
Гофман Э.Т.А. Избр. произведения: в 3 т. / Э. Т. А. Гофман. – Москва: Художественная литература, 1962.
Иванов Вяч. Религиозное дело Вл. Соловьева: статья // Вячеслав Иванов. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. Статьи. – Брюссель, 1979.
Соловьев В.С. Красота в природе // Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. 2. – Москва: Мысль, 1990.
Соловьев В.С. Литературная критика. / В.С. Соловьев В.С. – Москва, 1990. – 421 с.
Научная литература:
Бент М. Поэтика сказочной новеллы Гофмана как реализация общеромантической эволюции. / М. Бент // В мире Э.Т.А. Гофмана. Сб. статей. Вып. 1 – Калининград: Гофман-центр, 1994.
Берковский Н.Я. Романтизм в Германии / Н.Я. Берковский. – Санкт-Петербург, 2001.
Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе. / Н.Я. Берковский. – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2002. – 478 с.
Ботникова А. Сказка немецкого романтизма / А. Ботникова // Немецкая романтическая сказка. – Москва: Прогресс, 1980. – 472 с.
Ботникова А.Б. О формах выражения авторского сознания в романтическом произведении («Песочный человек») / А.Б. Ботникова // Формы раскрытия авторского сознания. – Воронеж, 1986. – С. 36-45.
Ботникова А.Б. Э.Т.А. Гофман и русская литература: (Первая половина XIX в.): К проблеме рус. –нем. лит. связей / А.Б. Ботникова.
Прежде всего необходимо разобраться с терминологией и пояснить, что в данном случае означают двоемирие и зеркальность. Двоемирие – это характерная особенность архаичного мышления, предполагавшего наличие двух сфер существования: мира живых и запредельного мира мертвых, между которыми устанавливаются весьма сложные взаимоотношения. В эпоху романтизма, осваивавшего творческий потенциал человеческой фантазии и при этом активно вводившего в свою творческую практику фольклорные мотивы и традиции, двоемирие приобретает характер художественной условности, знаменующей энигматичность бытия. Одновременно двоемирие переосмысливается романтиками как неотождествимость внутреннего мира личности с внешним миром окружающей жизни. Однако термин «двоемирие» не обязательно связывается с литературой позднего романтизма, а может быть применен и в русском литературоведении других эпох. Интересно то, что понятие «двоемирие» не существует, например, в немецкоязычной филологии. Мотив двоемирия тесно связан с мотивами зеркальности и двойничества. Свойства и семиотические потенции зеркала описаны в статье Ю. И. Левина «Зеркало как потенциальный семиотический объект». «Непроницаемость зеркала (и разрушение его свойств при попытке нарушить ее), безмолвность и неосязаемость изображения соотносят изображение со сновидениями, призраками и вообще с иным, потусторонним миром. В том же направлении работает и пространственная смена сторон в отражении» .