Эмоциональный интеллект как фактор лидерства у представителей разных профессий
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В настоящее время для построения успешной трудовой деятельности очень важны качества человека эффективно и профессионально выстаивать коммуникации с другими людьми, находящимися в одном рабочем коллективе, умение корректно преподнести информацию собеседнику, разрешать конфликтные ситуации и вести переговоры, управлять собственными эмоциональными реакциями, временем и ресурсами, а также лидерские качества и навыки принятия решений. Всеми вышеперечисленными способностями должен обладать настоящий лидер и профессионал в своей трудовой области.
Специфика личности и психологическая характеристика лидерства у представителей разных профессий зачастую становятся предметом изучения. Так в зарубежных исследованиях психологические факторы успешности профессиональной деятельности изучались в работах таких авторов как: М. Вебер, П. Друкер, М. Кассон, Л. Коул, М. Питерс, Ф. Тоссит, Ф. Хайек, Р. Хизрич, Й. Шумпетер, Б. Карлофф и других, а в отечественной психологии данная проблематика раскрывается в исследованиях Я.И. Абалкина, Г. С. Дулиной, В.Н. Дружинина, А.Я. Журавлева, Т.Н. Заславской, Е.К. Завьяловой, Л.Б. Купрейченко, Л. Е. Назарова, Э. 3. Омарова, В.П. Познякова, С.Т. Посоховой, С.К. Рощина, IO.O. Сливницкого и других.
Рассматривая современные концепции в изучении данной темы, ученые все чаще уделяют внимание эмоциональному интеллекту, отводя ему особую роль в специфике трудовой деятельности. Так, например в рамки частного бизнеса и государственных предприятий, в первую очередь, уделяется внимание клиентоориентирова
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ФАКТОРА ЛИДЕРСТВА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ 7
1.1. Подходы к понятию интеллекта, теории и концепции интеллекта 7
1.2. Понятие эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной науке 16
1.3. Психологическая особенность лидера 25
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Программа эмпирического исследования 33
2.2. Описание методов исследования 34
2.3. Результаты исследования 36
2.3.1. Описательная статистика 36
2.3.2. Корреляционный анализ 41
2.3.3. Сравнительный анализ 51
Выводы по второй главе 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авакова Э. Б. Проявление эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности менеджера / Э. Б. Авакова // Управление персоналом ученые записки. Под ред. В.К. Потемкина; Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербургская академия управления персоналом. – СПб. – 2013. – C.104-111.
2. Аверченко Л.К. Эмоциональный интеллект как управленческая компетенция / Л.К. Аверченко // Философия образования. – 2012. – № 6 (45). – С. 244-250.
3. Авраменко В. Г. Роль эмоционального интеллекта в разрешении организационных конфликтов / В. Г. Авраменко, Д. В. Наумова // Социальноэкономические и психологические проблемы управления. Сборник научных статей по материалам I (IV) Международной научно-практической конференции, проходившей в Московском городском психологопедагогическом университете. Под общей редакцией М.Г. Ковтунович. – 2013. – С. 90-100.
4. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. – 1995. – №1. – С. 15-21.
5. Александрова Н. П. Эмоциональная саморегуляция и личностные факторы стрессоустойчивости / Н. П. Александрова, Е. Н. Богданов // Прикладная юридическая психология. – 2014. – № 1. – С. 22-30.
6. Ангел О. Ю. Технология успеха в профессиональной деятельности / О. Ю. Ангел, К. Г. Малова // Научный альманах. – 2015. – № 11-5 (13). – С. 100-102.
7. Андреева И. Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2008. – №5. – С. 83-95.
8. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации / И. Н. Андреева // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям; под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М. – 2009. – 351 c.
9. Арзамасцева К. А., Павлюкевич М. П. Наиболее значимые качества сотрудников в условиях становления инновационной экономики / К. А. Арзамасцева, М. П. Павлюкевич // Вестн. Омск. ун-та. Сер. Экономика. – 2009. – № 2. – С. 26-30.
10. Бабаева Ю. Д. и др. Эмоции
Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности включает в себя способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач (например, использовать хорошее настроение для порождения творческих идей), использовать колебания настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему.
Понимание эмоций - способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях.
Управление эмоциями - способность к контролю за эмоциями, снижению интенсивности отрицательных эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе и неприятных, способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных