Формирование нравственно-волевых качеств у младших школьников в процессе занятий спортивными единоборствами
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Формимрование нравственно-волевых качеств личности юного поколения является актуальным во все времена. На становление личности оказывает влияние не только воспитательно-образовательый процесс, но и социально-экономическая ситуация в стране. С уходом старой системы изменились нравственные ценности. Перед педагогической наукой стали актуальными поиски новых методов нравственного воспитания детей и учащейся молодёжи.
В последнее десятилетие привлекли внимание многих исследователей педагогические технологии а также способы организации психолого-педагогической поддержки учащегося. Но, на теоретическом и практическом уровне вопросы психолого-педагогической поддержки детей младшего школьного возраста начинающих заниматься спортом, в частности спортивными единоборствами, не ставились.
Школьный возраст является важным этапом в жизни каждого человека. Этот возраст находится между двумя возрастными кризисами, поэтому некоторые считают этот возраст относительно с
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ ………... 7
1.1. Нравственно - волевая сфера младшего школьника ……………………. 7
1.2. Влияние занятий спортивными единоборствами на развитие нравственно-волевой сферы младших школьников ………………….………………….14
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ …………………………………………….. 25
2.1. Организация исследования……………………………………………….. 25
2.2. Методика формирования нравственно-волевых качеств младших школьников в спортивных единоборствах ………….……………………….. 34
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы ………………………... 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 48
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...……49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….….………………………..51
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. М.: Академический проект, 2011. 704 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Изд-во «Наука», 2010. 335 с.
3. Аванесова Г.А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь //Вестник Московского ун-та. Сер.7. Философия. 1998. №4. С.3-17.
4. Актуальные проблемы нравственного воспитания / Отв. ред. Л.Ф. Колесников. Новосибирск: Наука, 1987. 242с.
5. Амосова Р.Г. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. М.: Педагогика. 2009. 192 с.
6. Ананьев Б.Г. О взаимосвязи в развитии способностей и характера. М., 2006. 95 с.
7. Андреева В.А. Педагогические технологии. М.: НПЦ «Профессионал-Ф», 2011.32 с.
8. Арсеньев А.С. Научное образование и нравственное воспитание. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 2007. С. 30 - 58.
9. Архангельская Н.П. Психологическая характеристика качеств личности борцов-дзюдоистов и пути их воспитания. Душамбе, 2005. 23с.
10. Бабаков А.И. Проблемы нравственного воспитания в юношеском спорте //Теория и практика физической культуры. 2013. №12. С.22-24.
11. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. Киев: Здоровье, 1999. 222с.
12. Белорусова В.В., Решетень И.Н. Воспитание в процессе занятий физической культурой. М.: Физкультура и спорт, 1994. 96с.
13.Белорусова В.В. Воспитание в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1994. 117с.
14.Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. М.: Физкультура и спорт, 2018. 204с.
15. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М., 1999. 224с.
16. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М.: Знание, 2007. 64 с.
17. Быков А.В. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1999. 168 с.
18. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры //Вопросы философии.
В России тоже уделялось большое внимание воспитанию подрастающего поколения с помощью борьбы. Издревле на Руси большой популярностью пользовались национальные виды борьбы. Преимущественно в сельской местности на праздниках, народных гуляниях выходили померяться своими силами молодые юноши и взрослые мужчины. Боролись на поясах, в схватку (в обхват руками соперника), деревня на деревню (массовые состязания) и т.п. Не смотря на жесткость в борьбе среди участников поединков существовали правила, которые неукоснительно выполнялись. К ним относились: лежачего не бить, в спину не атаковать, слабого (молодого) не трогать и др. Занятия борьбой не озлобляли детей, а, наоборот, способствовали гуманизации межличностных отношений. Вообще, русской душе была не своейственна злость, это качество переходило и на борьбу [39, С.59].
Таким образом, занятия борьбой во всем ее многообразии, служили отличной тренировкой для подрастающего поколения в нашей стране, способствовали воспитанию в них