Методика проведения внеклассного мероприятия по пьесе В. В. Маяковского «Клоп» в 11 классе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В. В. Маяковский — знаковый представитель Серебряного века, явившийся новатором в поэзии, драматургии, театре. Вся его жизнь «отстоялась словом», ведь он посвятил её творчеству, в котором красной нитью проходит гуманистическая идея борьбы за счастливое будущее. Изучению творчества В. В. Маяковского посвящено огромное число работ, отечественных и зарубежных, его стихотворения накладываются на музыку, пьесы ставятся в театрах, создаются видеоролики о личности, особенностях творчества поэта. Всё это указывает на то, что В. В. Маяковский и его творчество представляют огромный интерес не только для литературоведов и театроведов, но и для людей, не связанных с данными науками.Наша работа имеет методическую направленность и ограничивается драматургией В. В. Маяковского в школьном изучении. В настоящее время существует проблема включения пьес В. В. Маяковского в школьную программу по литературе.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Внеклассная деятельность как одна из эффективных форм работы со школьниками
1. Определение термина «внеклассная деятельность», специфика, основные принципы
2. Формы и методы внеклассной деятельности
Глава 2. Изучение драматургии В. В. Маяковского в школе
1. Место драматургии В. В. Маяковского в учебно-методических комплексах по литературе
2. Особенности изучения пьесы «Клоп» В. В. Маяковского на уроках литературы
Глава 3. Особенности методики подготовки и проведения внеклассного мероприятия по пьесе «Клоп» В. В. Маяковского в 11 классе
1. Методика подготовки и проведения внеклассного мероприятия «Драматургия и театр В. В. Маяковского на примере пьесы "Клоп"»
2. Анализ педагогического эксперимента
3. Конспект внеклассного мероприятия «Особенности драматургии и театра В. В. Маяковского на примере комедии-феерии "Клоп"»
Заключение
Список литературы
Приложения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аничкина, Н. В. Основные вопросы теории и методики обучения литературе : учебно-методическое пособие / Н. В. Аничкина. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 138 с.
Ахмедова, Л. Т. Внеклассная работа по литературе / Л. Т. Ахмедова, О. В. Кон // Методика преподавания литературы. — Ташкент : Нац. об-во философов Узбекистана, 2009. — С. 234–248.
Базанов, В. В. Маяковский в современных исследованиях : обзор работ / В. В. Базанов // В. Маяковский в современном мире : статьи, исследования, материалы и воспоминания / Сост. В. В. Тимофеева. — Ленинград : Лениздат, 1984. — С. 207‒250.
Басков, В. Н. Первая постановка пьесы «Клоп» / В. Н. Басков // Поэт и социализм : к эстетике В. В. Маяковского / Отв. ред. Е. В. Белова, В. Ч. Воровская. — Москва : Наука, 1971. — С. 209‒232.
Беляева, Н. В. Сатирическая лирика и драматургия поэта / Н. В. Беляева, А. Е. Иллюминарская // Литература : методические рекомендации и поурочные разработки. — Москва : Просвещение, 2017. — С. 367–371.
В мире литературы.11 класс : учебник для школ гуманит. профиля / под общ. ред. А. Г. Кутузова. — Москва : Дрофа, 2006. — 464 с.
Внеурочная работа // Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. Т. 1 : А–Л / Гл. ред. В. В. Давыдов. — Москва : Большая рос. энцикл., 1993. — C. 277–278.
Голубков, В. В. Внеклассная и внешкольная работа по литературе / В. В. Голубков // Методика преподавания литературы : пособие для преподавателей литературы и студентов литературных факультетов. — Москва : Учпедгиз, 1945. — С. 290–321.
Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя. ФГОС / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — Москва : Просвещение, 2014. — 223 с.
Гура, Л. М. Внеклассная работа как средство формирования учебной мотивации учащихся сельской школы / Л. М. Гура // Педагогический журнал. — 2017. — № 7. — С. 470–479.
В настоящее время внеклассная деятельность наравне с урочной является частью учебно-воспитательного процесса в школе. Для успешной реализации внеклассной работы необходимо понимать её особенности, соблюдать принципы, уметь определять границы термина и видеть различия с классно-урочной деятельностью. Именно данным вопросам посвящён этот параграф.В отечественной методике проблема внеклассной деятельности развивается относительно недавно. Рассмотрим основные этапы развития и закрепления в школе данной формы деятельности. Истоком возникновения внеклассной работы были литературные собрания XVIII века, проводимые в виде творческих вечеров. Если в дореволюционной России внеклассная деятельность в учебных заведениях ещё не была регламентирована, отдельными педагогами (К. Д. Ушинский, М. А. Рыбникова и др.) осуществлялся поиск её форм и методов, то после Октябрьской революции внеклассная деятельность утвердилась в школах, и начали активно создаваться различные формы внеклассной работы . Обозначенные факты свидетельствуют об интересе методистов и педагогов к внеклассной деятельности на протяжении длительного времени. Однако лишь в XX веке данный вопрос получил всеобщее развитие в связи с официальным введением внеклассной работы в учебно-воспитательный процесс школ.В настоящее время внеурочная деятельность закреплёна в ФГОС. Согласно ФГОС среднего общего образования , данная форма работы является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, важной составной частью воспитания и социализации учащихся. Обратим внимание на то, что в ФГОС используется формулировка «внеучебная», а не «внеклассная деятельность». В связи с этим появляется проблема дифференциации данных понятий. Анализ научно-методических работ показал, что первоначально педагогами и методистами использовался термин «внеклассная работа», позже появился термин «внеурочная работа», который в последующем был закреплён в ФГОС. В Российском педагогическом словаре внеурочная и внеклассная работа рассматриваются как одно понятие: «Внеурочная работа, внеклассная работа — это составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся» . Исходя из этого, можно прийти к выводу, что категории «внеклассная работа» и «внеучебная работа» являются синонимичными. В нашей работе мы будем использовать формулировку «внеклассная работа/деятельность».