Формирование мотивации к здоровому образу жизни студентов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Вопрос о сохранении и укреплении здоровья студентов на сегодняшний день очень актуален. Несмотря на высокие достижения медицины, современный этап развития характеризуется ростом заболеваемости и смертности, а также снижением продолжительности жизни, ухудшением демографических показателей. Принято считать, что именно подрастающее поколение является наиболее здоровой частью населения. Тем не менее, высокий темп роста различных заболеваний отмечается именно в студенческие годы.
Важнейшим фактором ухудшения здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма является очень высокая интенсивность учебного труда. Причинами отклонений могут быть малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, неспособность справиться с учебной нагрузкой, неправильное питание, нарушение режима сна, безразличие студентов к своему здоровью – отсутствие валеологической грамотности, а также низкая мотивация к ре
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ 6
1.1. Теоретическое изучение категорий здорового образа жизни 6
1.2. Особенности формирования мотивации к здоровому образу жизни студентов 11
1.3. Методы формирования мотивации к здоровому образу жизни студентов 15
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 27
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ 30
2.1. Организация исследования 30
2.2. Методы исследования 31
2.3. Результаты первичной диагностики 33
2.4. Методика повышения мотивации к занятиям физической культурой у студентов 45
2.5. Результаты исследования и их обсуждение 48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов, С.В. Физическая культура в школах– С. 65-67. С.В. Абрамов - Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 7 (111). – С. 1051-1053. – URL: https://moluch.ru/аrchive/77/13337/ (дата обращения: 17.05.2020). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
2. Абрамян, А. В. Влияние физических упражнений на здоровье человека // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – URL: http://scienceforum.ru/2018/
аrticle/2018004854 (дата обращения 30.04.2020). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
3. Авсиевич, В. Н. Динамика развития и значение специальной силовой выносливости у юношей в пауэрлифтинге / В. Н. Авсиевич. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 7 (111). – С. 1051-1053. – URL: https://moluch.ru/аrchive/111/27543/ (дата обращения: 24.01.2020). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
4. Аксельрод, С. Л. Спорт и здоровье / С. Л. Аксельрод. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 128 с.
5. Апанасенко, Г.Л. Индивидуальное здоровье: теория и практика /Г.Л. Апанасенко// Теоретические вопросы валеологии.– 2006. - №1. – С. 5.
6. Артемьева, Л.О. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе: проблемы и перспективы / Л.О. Артемьева. - Пенза.: АНОО Приволжский Дом знаний, 2009. - 4-6 с.
7. Афанасенко, Е.А. Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре у студентов специальной медицинской группы / Е.А. Афанасенко.– Москва, 2006. – 25с.
8. Бабина, В. С. Проблема здоровья студенческой молодежи // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 572-575.
9. Бабичева, И. В. Особенности взаимосвязи данных физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния студенток / И. В. Бабичева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 3 (137). – С. 611-614. – URL: https://moluch.ru/аrchive/137/35779/ (дата обращения: 29.11.2019). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
10. Бабичева, И. В. Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях по физическому воспитанию / И. В. Бабичева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 25
11. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов: учебное пособие / Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий. – М.: Логос, 2006. –184 с
12. Беляничева, В.В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов / В.В. Беляничева // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. - Саратов: ООО Издательский центр «Наука», – 2009. – № 2. – С. 6.
13. Болатов, А. Н. Особенности применения спортивных и подвижных игр для развития быстроты и выносливости у учащихся 12–13 лет на уроках физической культуры / А. Н. Болатов. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 11 (91). – С. 580-584. – URL: https://moluch.ru/аrchive/91/19782/ (дата обращения: 10.09.2019). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
14. Булич, Е.В. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния занятий физическим воспитанием на умственную работоспособность и психоэмоциональную устойчивость студентов / Е.В. Булич. - СГУ, 2007. – 320 с.
15. Бычков, А. Н. Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства / А. Н. Бычков // Пауэрлифтинг: учебное пособие. – М., 2005. – С. 323-366.
16. Виленский, М.Я. Физическая
Огромное значение для формирования здорового образа жизни занимают личностно мотивационные качества каждого учащегося (жизненные ориентиры). Практически никакие просьбы, приказы, наказания не в силах вынудить студента вести здоровый образ жизни, следить, оберегать и укреплять собственное здоровье, если студент сам не будет осознавать и сознательно идти к формированию своего стиля ЗОЖ. Для сохранения и восстановления утраченного здоровья в первую очередь студент обязан совершать действия направленные на это, для всякого действия необходима мотивация, а совокупность мотиваций (мотивация является побуждением, и вызывает активность организма и характеризующее направленность данной активности)[18].
Проблема сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи является наиболее трудной и многогранной. В современных условиях и динамичном развитии общества потребуются новейшие подходы к проблеме и ее решению. Удачные в разных областях жизнедеятельности имеет возможность существовать только тот студент, который нацелен на ЗОЖ. Но, как свидетельствуют анализы различных исследований в предоставленной области, у основной массы представителей студенческой молодежи, не сформировались ценностные убеждения, которые, обусловливают такой образ жизни, в котором отсутствуют положительные