Диагностика предпринимательской деятельности в туризме (на примере регионов приволжского федерального округа)
Введение
Актуальность темы. Практика развитых стран показывает, что предпринимательство играет главную роль в решении социально-экономических проблем, таких как создание новых рабочих мест и сокращение уровня безработицы, подготовка квалифицированных кадров, что определяет расширение его возможностей и увеличение доли в экономике, особенно в отраслях, где высок его потенциал.
Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта. Туристический бизнес – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства. Проблема сущности и роли предпринимательства в туризме уже многие годы привлекает к себе внимание и стимулирует интерес к изучению этого явления и его теоретическому обоснованию.
С точки зрения фундаментальной экономики туризм представляет собой экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными процессами и отношениями, нежели внутренними причинами. Н
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..... 7
1. Теоретические основы изучения предпринимательской деятельности в туризме на региональном уровне ………………………………………….… 10
1.1.Понятие и сущность предпринимательской деятельности ….….. 10
1.2.Факторы и показатели, определяющие развитие предпринимательской деятельности ………………………….……. 18
1.3. Зарубежный опыт развития предпринимательской деятельности в туризме ……………………………………………… 23
2 Анализ развития предпринимательской деятельности в туризме в Приволжском федеральном округе ………………………………………….. 37
2.1. Современное состояние предпринимательской деятельности в туризме в регионах Приволжского федерального округа…………. 37
2.2. Показатели предпринимательской деятельности в туризме в регионах Приволжского федерального округа….……………………. 42
2.3..Территориальная дифференциация развития предпринимательской деятельности в туризме в Приволжском Федеральном округе …………………………………………………… 57
3 Проблемы и перспективы развития предпринимательской деятельности в туризме в регионах Приволжского федерального округа……………...…. 64
3.1.Проблемы развития предпринимательской деятельности в туризме в регионах Приволжского федерального округа ………… 64
3.2.Анализ существующих программ развития туризма в регионах Приволжского федерального округа………………………………….. 71
3.2 Выработка рекомендаций (основных направлений) по развитию предпринимательской деятельности в туризме в регионах Приволжского федерального округа………………………………….. 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….. 94
ПРИЛОЖЕНИЕ А (СПРАВОЧНОЕ) Рейтинг регионов Приволжского федерального округа по различным показателям предпринимательской деятельности в туризме………………………………………………………. 105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Аброськина Е. С. К вопросу развития гостиничного хозяйства в регионах Приволжского федерального округа / Е. С. Аброськина. – Текст : непосредственный // Огарёв-Online. – Саранск, 2021. – №10 (163). – С. 3–8.
2 Александрова А. Ю. Структура туристского рынка : учеб. пособие / А. Ю. Александрова. – Москва : Пресс-Соло, 2018. – 384 с. – ISBN 978-5-222-21840-2. – Текст : непосредственный.
3 Александрова А. Ю. Международный туризм : учебник для вузов / А. Ю. Александрова. – Москва : Кнорус, 2016. – 460 с. – ISBN: 978-5-406-00463-0. – Текст : непосредственный.
4 Арсланова Г. Х. Роль государства в развитии индустрии туризма и гостеприимства / Г. Х. Арсланова, М. М. Хисматуллин. – Текст : непосредственный // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире. – Москва, 2015. – № 3. – С. 8–18.
5 Байнова М. С. Религиозный туризм как ресурс развития российских городов: социологическая оценка / М. С. Байнова. – Текст : непосредственный // Социальная политика и социология. – 2017. – Т.16. – №4. – С. 51–58.
6 Балханова О. С. Оценка потенциала развития культурного туризма в регионах приволжского федерального округа / О. С. Балханова. – Текст : непосредственный // Вестник экономики, права и социологии. – 2019. – №4. – С. 163–168.
7 Бекхожаева А. К. Развитие туристического кластера в региональной экономике / А. К. Бекхожаева, Д. Жаркеткенева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 5 (109). – С. 42–44.
8 Бердникова О. А. Развитие туристской отрасли в Республике Татарстан / О. А. Бердникова, С. Е. Иванов. – Текст : непосредственный // Экономические исследования. – 2018. – № 1. – С. 78–97.
9.Булганина, С. В. Экономические факторы повышения конкурентоспособности территории / С. В. Булганина, Т. Е. Лебедева, С. О. Голованова, А. Д. Чихутова. – Текст : непосредственный // Московский экономический журнал. – 2019. – № 13. – С. 74–85
10 Бурменко Т. Д. Сфера услуг в современном обществе : Экономика,
Туристский бизнес является одним из векторов инновационного развития в России в долгосрочной перспективе. Однако на данный момент в сфере российского туризма еще нет окончательно сложившейся эффективной системы рыночных отношений. Как отмечают эксперты, отечественная туристская отрасль характеризуется отставанием от общепринятых мировых стандартов в части внедрения организационных и производственных технологий.
При этом Е. К. Торосян [65, c. 19] отмечает, что к проблемам развития предпринимательской деятельности в сфере туризма во многих предприятиях часто относят недостаточно развитый стратегический менеджмент, который ориентируется на краткосрочные результаты. Вместе с тем, современная мировая рыночная среда становится все более агрессивной, уровень конкуренции в ней непрерывно растет. Быстрыми темпами развивается экспансия транснациональных корпораций, создающая сложные условия для развития бизнеса. Поэтому в настоящее время изучение и анализ развития предпринимательской деятельности в сфере туризма в различных регионах Российской Федерации представляется наиболее актуальным
Зарубежные исследователи С. Д. Пейдж и Д. Коннелл [71, c.457] отмечают, что предпринимательская деятельность в туризме определяется как деятельность, связанная с развитием и функционированием законных туристских предприятий, т. е. таких предприятий, которые работают на прибыльной основе и нацелены на удовлетворение потребностей туристов и посетителей. К таким предприятиям относятся, в частности, гостиницы, гостевые дома, туристические агентства и туроператоры. Это означает, что люди, продающие туристам товары или услуги, та