Возможности применения позитивной психологии в практике преподавания иностранных языков
ВВЕДЕНИЕ
Развитие и повсеместное распространение психологии привели к ее внедрению не только в повседневную жизнь, но и в образовательный процесс, включая обучение иностранному языку. В этой связи особую популярность набирает позитивная психология (далее ПП), которая позволяет учащимся раскрыть позитивные личностные ресурсы.Современное образование ставит перед собой задачу не только дать обучающимся знания, но и придать им уверенности в своих возможностях, мотивации к саморазвитию и постоянному улучшению своих навыков, а также обратить внимание на образовательный климат. Именно поэтому психология является важным компонентом процесса обучения иностранным языкам. С помощью психологических методов и подходов можно повысить эффективность обучения, а также улучшить отношения между учителем и учащимися.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1 Понятие «позитивная психология» и история ее возникновения
2 Взаимосвязь позитивной психологии и образования
3 Общешкольный подход позитивной психологии в образовании на примере гимназии Джилонг
4 Диспозиционный оптимизм
5 Влияние позитивной психологии на обучение иностранному языку
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
1 Возрастные особенности учащихся при изучении иностранных языков
2 Примерные задания на уроке иностранного языка на основе позитивной психологии
4 Анализ результатов проведенного урока с использованием позитивной психологии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать : книга для учителя / А. С. Белкин. – Москва : Просвещение, 1991. – 168 с. – ISBN 09-003409-5. – Текст : непосредственный.
Бим, И. Л. Немецкий язык. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / И. Л. Бим, Л. И. Рыжова. – Российская академия образования. 12-е изд., – Москва : Просвещение, 2021. – 240 с. – ISBN 978-5-09-071767-0. – Текст : непосредственный.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. – Москва : Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с. – ISBN 5-7155-0747-2. – Текст : непосредственный.
Гордеева, Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы / Т. О. Гордеева. – Текст : непосредственный // Современная психология мотивации. – 2002. – С. 47–102.
Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения / Т. О. Гордеева – Москва : Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с. – ISBN 978-5-89357-290-2 – Текст : непосредственный.
Гурьева, Л. П. Позитивная и традиционная психология (в исследованиях М. Селигмана и российских психологов) / Л. П. Гурьева. – Текст : электронный // Психология зрелости и старения. – 2012. – № 2. – С. 90–102. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pozitivnaya-i-traditsionnaya-psihologiya-v-issledovaniyah-m-seligmana-i-rossiyskih-psihologov (дата обращения: 12.11.2022).
Дружинина, М. В. Учет возрастных особенностей школьников в обучении переводу / М. В. Дружинина, А. А. Волкова. – Текст : электронный // Иностранные языки и литература в международном образовательном пространстве : материалы пятой международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 79–91. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24265973 (дата обращения: 01.12.2022).
Китайгородская, Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Г. А. Китайгородская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Высшая школа, 1986. – 101 с. – Текст : непосредственный.
Перед тем как определить, что такое позитивная психология, важно изучить историю ее становления, которая занимает небольшой отрезок времени и на начальном этапе возникновения связана с именем Мартина Селигмана.Ранее А. Маслоу и К. Роджерс, представители, занимающиеся гуманистическим направлением в психологии, были на первых этапах разработки подобной теории, но без должного проведения научных исследований их концепции оставались на уровне гипотез [23]. В свою очередь, исследования более нового поколения психологов, которые возглавлял М. Селигман, основывались не только на предположениях, но и на систематическом проведении научных экспериментов, что позволило более точно изучить явления, такие как счастье, позитивное мышление, оптимизм и удовлетворенность жизнью. М. Селигман разочаровался в чрезмерно узком фокусе психологии на негативе. В отличие от классической психологии, которая фокусируется на изучении психологических проблем и расценивает отсутствие таковых как норму и не требующее дополнительной работы, позитивная психология основывается на возможности повышения уровня благополучия человека. Она активно исследует условия, в которых возникают ощущения счастья, удовлетворения, уверенности в себе, положительного настроя, оптимизма, энергичности, а также состояние потока в деятельности, жизненные ценности, смысл жизни и духовность [22].Ключевым моментом ПП становится избрание М. Селигмана в 1997 г. Президентом Американской психологической ассоциации. Еще в начале 1970-х гг. М. Селигман вошел в историю науки благодаря открытому в ходе исследований феномену «выученной беспомощности» [16] – апатии и отказа от действий в ситуациях искусственно сконструированной невозможности избежать непрерывных негативных подкреплений. Получив шокирующие результаты, М. Селигман инвертировал проблему и начал изучать возможности позитивного воздействия на активность человека. Это привело его к разработке в 1980–1990-е гг. атрибутивной теории оптимизма [5].