Психологическая профилактика склонности к девиантному поведению в младшем школьном возрасте

Скачать дипломную работу на тему: Психологическая профилактика склонности к девиантному поведению в младшем школьном возрасте. В которой определена эффективность программы профилактики склонности к девиантному поведению детей младшего школьного возраста.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
15.02.2025
Объем файла
3170 Кб
Количество страниц
73
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Проблема девиантного поведения и его профилактика изучается уже долгое время, ей посвящено множество публикаций отечественных и зарубежных авторов (С.А. Беличева, Е.В. Змановская, В.Д. Менделевич, Ю.А. Клейберг, Я.И. Гилинский, Э. Дюркгейма и др.).Девиантное поведение несет в себе нарушение социальных и культурных норм, поэтому является угрозой общественного и социального порядка. Все большее распространение в детской среде отклоняющихся от общепринятых норм видов поведения приводит к росту преступности, алкоголизации и наркотизации населения, а также других социально-опасных явлений. Склонность к девиантному поведению несовершеннолетних детерминируется множеством причин, к которым относятся социально-экономическое положение в стране, неблагополучие в семье, попустительский стиль воспитания, психофизические отклонения и другие. 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………..6
1.1 Понятие девиаций в современной психологической науке………………..6
1.2 Особенности проявления девиантного поведения у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………...14
1.3 Формы и методы психологической профилактики девиантного поведения у младших школьников………………………………………………………….24
Выводы по главе 1……………………………………………………………….30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМВОЗРАСТЕ………………...……………………………………………………..32
2.1 Организация и анализ результатов констатирующего этапа эксперимента..........................................................................................................32
2.2 Содержание и паспорт проекта, направленного на профилактику девиантного поведения детей младшего школьного возраста……………......49
2.3 Анализ контрольного этапа эксперимента…………………………………56
Выводы по главе 2…………………………….………….66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………71
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….77

Абрамов Г.С. Практикум по психологическому консультированию. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 120 – 122 с.
Азарова Е. Психология зависимостей/ Е. Азарова. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 580 c.
Азарова Л.А., Сятковкий В.А. Психология девиантного поведения: учеб-метод. комплекс. Минск, 2009.
Баженов В. Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников / В. Г. Баженов, В. П. Баженова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. – 320 с.
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. – 199 с.
Гилинский Я. И., Афанасьев В. Г. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. – СПб.: Питер, 2009. – с. 265.
Гребень Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов. – Минск: Соврем. Шк., 2007. – 496с.
Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В. А. Никитина. – Москва : Просвещение, 2008. – 147 с.
Дюркгейм Э. Самоубийство: Социальный этюд [Текст] / Э. Дюркгейм – М., 1994.
Еникеев М. И. Краткий энциклопедический словарь / М.И. Еникеев, О. Л. Кочетков. – Москва: Юридическая литература, 2014. – 448 с.
Заика Е.В. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. 2000. №4. С. 83 – 90.
Захаров А.И. Отклонения в поведении ребенка. – М.: ЭКСМО, 2019. – 437 с.

Проблема девиации как определенного явления изучается различными научными направлениями, такими как педагогика, психология, социология, досуговедение, правоведение [54].  Исследование данного феномена происходит в аспекте различных понятий, которые применяются в психолого-педагогической практике. Например, отклоняющееся, асоциальное, делинквентное, аддиктивное поведение и другие синонимичные им. Наука «девиантология» – это учение об отклоняющемся поведении детей и подростков, а также возможностях его предупреждения и преодоления [30]. Вопрос формулировки понятия «девиантное поведение» имеет междисциплинарный характер. Существует широкий выбор теорий и подходов к толкованию данного понятия в современной науке. Это предоставляет возможность основательно рассмотреть явление девиантного поведения в контексте своеобразия его проявлений, причин и специфики формирования. Остановимся более подробно на нескольких вариантах трактовки термина «девиантное поведение» в современной психологической литературе.И.С. Кон описывает содержание понятия «девиантное поведение» как «систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы» [22, с. 516]. То есть, его можно определить как отдельные поступки (или их совокупность), входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами [42].