Методика изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в школе
ВВЕДЕНИЕ
Современная школа играет важную роль в формировании культурного образования учащихся. Необходимо, чтобы ученики не только знали теоретические основы, но и могли в совершенстве понимать литературные произведения, исторические события и явления культуры. Один из таких произведений, которое можно использовать для достижения этой цели, - роман "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова. Это произведение, которое является известным и любимым многими, стало настоящим феноменом культуры 20-го века и до сих пор охватывает огромное количество читателей. Однако, изучение романа в школе несет в себе не только культурно-исторический и эстетический потенциал, но также и педагогический. В результате проведения исследования и практического опыта, мы можем обнаружить, что изучение романа "Мастер и Маргарита" в школе может иметь положительный эффект на развитие у учеников умения критически мыслить, развивать эмпатию и уважение к культурному наследию своего народа.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Поэтика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
История создания и публикации романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Проблема жанра булгаковского романа
Композиционная структура романа
Система персонажей и смысл её построения
ГЛАВА 2. Методические рекомендации по изучению романа в школе
2.1. Особенности методики изучения эпического произведения в школе
2.2. Анализ систем уроков по изучению романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», представленных в различных рабочих программах
Не найдено
Хотя в романе Булгакова присутствует исторический сюжет, он не подчиняется традиционным канонам исторического жанра. В отличие от классических русских исторических романов, где история используется для анализа и осмысления эпохи, Булгаков не придерживается стандартного подхода к этому жанру, который был первоначально предложен Пушкиным, опиравшимся, в свою очередь, на сформулированный Карамзиным принцип о том, что «настоящее бывает следствием прошедшего. Чтобы судить о первом, надлежит вспомнить последнее; одно другим, так сказать, дополняется и в связи представляется мыслям яснее» [16, c. 43]. Это утверждение указывает на появление в общественном сознании принципов исторического мышления в качестве одного из ключевых интеллектуальных достижений конца XVIII века. Псевдоисторические представления, распространенные в классической литературе, уступили место истинной истории, которая отражает неповторимость каждой эпохи.Но в булгаковском романе изображение связи эпох и культур существует по иным художественным законам. В романе «Мастер и Маргарита» прошлое и настоящее представляют собой образ единого целого, бесконечную череду событий. Специфика действия в романе Булгакова отсылает к жанру средневекового театра-мистерии.Образ города Булгакова является ключевым для создания концепции вечности в его творчестве. Множество исследователей замечали, что, начиная с романа Булгакова, описывающего события Гражданской войны на Украине, город в произведениях Булгакова представлен как Вечный город, объединяющий в себе значимые города истории человечества, такие как Иерусалим, Рим или Москва. Таким образом, события происходят в городе, который имеет мистическое значение и связан с вечностью. Эта концепция является одной из основных тем произведения и позволяет читателю погрузиться в мир мистики и фантастики. [31, c. 271].