Методика преподавания в школьном курсе литературы творчества В. Набокова и собственно цвет и его функции в романе В. Набокова «Отчаяние»

Скачать дипломную работу на тему: Методика преподавания в школьном курсе литературы творчества В. Набокова и собственно цвет и его функции в романе В. Набокова «Отчаяние». В которой определена методика преподавания в школьном курсе литературы творчества В. Набокова и собственно цвет и его функции в романе В. Набокова «Отчаяние». Изучены школьные программы и учебники по литературе на предмет объема и направлений изучения произведений Набокова.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.02.2025
Объем файла
129 Кб
Количество страниц
59
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Цвет всегда имел большое значение в культуре человечества. Он является главнейшим элементом в живописи, с помощью которого она отражает видимый мир, тончайшие оттенки природного и рукотворного мира, человека и окружающую его среду, настроения и состояния. Это понятие также связано как с точными науками, так и гуманитарными: философией и литературоведением, а в зависимости от контекста определяются значения того или иного цвета. В каждой науке цветообозначения могут нести в себе несколько значений, писатели и поэты разного времени часто обращались к рассматривающему понятию, так как оно может принимать разные формы: сигнала, художественной образности, символа.Исследованиями символики цвета и функций различных цветов в искусстве в целом и в литературе в частности занимались многие литературоведы и искусствоведы: А. Грефенштейн, Е. Фарино, М. Пастуро, Г. Ивенс, И. Иттен и др.
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЦВЕТ В ЛИТЕРАТУРЕ: ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ АСПЕКТ
1. Научные и культурологические основы понятия «цвет» и функция цвета в искусстве ДОБАВИТЬ БОЛЬШЕ НАУЧКИ, ФУНКЦИЯ ЦВЕТА В ИСКУССТВЕ
2 Цвет как художественная деталь в литературе и кинематографе
3. Функции цвета в творчестве русских писателей XIX – начала XX вв.
4. Специфика цветовой детали и цветовой символики в работах В. Набокова
5. Особенности колористики в романе В. Набокова «Отчаяние»: цвет и контраст, символизация цвета, металитературная функция
6. Экранизация романа «Отчаяние» В. Набокова Р. Фассбиндером: сходство и отличие в работе с цветовыми деталями в романе и кинофильме
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В. НАБОКОВА В СТАРШИХ КЛАССАХ
1. Анализ вариативных программ по литературе, включающих в себя изучение творчества В. Набокова
2. Изучение произведений В. Набокова в средних и старших классах школьного курса: сравнительная характеристика учебников литературы
3. Подходы к изучению произведений В. Набокова на уроках литературы в школе: анализ методических разработок
4. Изучение цветовой символики романа В. Набокова «Отчаяние» в рамках элективного курса «Цветовая символика в художественном тексте (на материале произведений писателей XIX–XX вв.»
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ

СПИСОК
Источники
Набоков В. Собр. соч.: в 4 т. Т. 3. Отчаяние. М.: Правда, 1990. 479 с.
Научная литература
Александров В.Е. Набоков и потусторонность. СПб.: Алетейя, 1999. 320 с.
Беляева Л.Е. Особенности семантики цвета в англоязычной художественной литературе // Вестник ТГГПУ. №3. 2020. С. 10–14.
Веденяпина Э.А. Цвет и звук в творчестве М.Ю. Лермонтова // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 1–5. С. 49–54.
Гладырь Б. С. Роль цвета в творчестве Александра Блока // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 5-7. С. 6-9.
Глухова Е. А. Специфика повествовательного и изобразительного киноязыка в современном кинематографе Германии // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2013. № 4. С. 7–12.
Горький A.M. Собрание сочинений: В 30 т. Т. 26. M.: 1949–1956. 512 с.
Джонсон Д.Б. Миры и антимиры Владимира Набокова. Пер. с англ. СПб.: Симпозиум, 2011. 352 с.
Долинин А. Кубовый цвет. Из комментария к словарю Набокова. Гамбург. 2004. С. 563–573.
Жемчужный И.С. Цвет как явление художественного подтекста в прозе И.А. Бунина // Культура и текст. 1999. № 9. С. 188–198.
Зайцева С. В. Цветовые имена прилагательные как элемент игрового стиля в романе В. Набокова «Лолита // Научная мысль Кавказа. 2008. № 4. С. 95–100.
Иванова Е.Б. Интертекстуальные связи в художественных фильмах: Автореф. дис. канд. филол. наук. Волгоград, 2001. 16 с.
Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета. М.: Мир, 1964. 441 с.
Июльская Е.Г., Петривняя Е.К. Цветовая символика в сказках А.С. Пушкина // EESJ. 2018. № 3-5. С. 65-69.
Кравченко З.А. Философские идеи Ф.М. Достоевского в контексте цветовой символики его произведений // Гуманитарное пространство. 2019. № 7. С. 912–920.
Краснянский В.В. Мир цвета у В. Набокова // Русский язык в школе. М.: ООО «Наш язык», 2010. № 3. С. 43–47.
Липская В. М. Символика цвета в культуре и ее роль в костюме // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2012. № 2. С. 2–12.

Первые труды о цвете появились еще в древней Греции, где в основном рассказывалось о белом и черном цветах. По определению из энциклопедии символики геральдики  цвет – это одна из зрительно воспринимаемых качественных характеристик объектов и феноменов материального мира. По мнению И. Иттена , само слово «цвет» используется для обозначения цветового пигмента. Автор считает, что без цвета жизни не существует, мир без него является мертвым. В сознании человека цветовое видение указывает на смысловое содержание цвета, то есть человек при произношении того или иного цвета или его оттенков вкладывает в слово некий смысловой подтекст. Только лишь с помощью сравнений и контрастов глаза человека и его мозг могут прийти к четкому различению цвета. Р.М. Ивенс в своей книге «Введение в теорию цвета»  говорит о том, что цвет и форма – это основные признаки, которые характеризуют наблюдаемый предмет, вызывающие его индивидуальность. Цвет обычно играет вспомогательную роль и придаёт «своё очарование, свою индивидуальность форме, совместно с которой он зрительно воспринимается» . При восприятии цвета один и тот же объект может восприниматься по-разному. Процесс зрительного восприятия зависит от двух основных факторов: «что мы видим в действительности»  и «что нам кажется, что мы видим» .  Все зависит от наблюдателя, а именно на что обращено его внимание, на какой участок объекта оно нацелено, тщательно ли он рассматривает объект или же поверхностно. Не стоит забывать, что цвет, по определению Ньютона, – это ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии на него света .  То есть без световых лучей, которые падают на поверхность предметов – нет цвета. Р.М. Ивенс рассматривает восприятие света с физической, психофизической и психологической точек зрения.