Причины возникновения синдрома эмоционального выгорания специалистов социальной службы в Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная деятельность работника социальной службы, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе специальностей с высокой моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом.Нередко встречающиеся стрессовые ситуации, в которые попадает специалист социальной сферы в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье работника социальной сферы.Специалистам системы «человек - человек», свойственен так называемый синдром профессионального «выгорания», проявляющийся как состояние физического и психического истощения, вызываемого интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1. Понятие эмоционального выгорания в различных трудах
1.2. Причины эмоционального выгорания и личностные факторы, способствующие его возникновению в деятельности специалистов социальных служб
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
2.1. Общая характеристика деятельности Государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат и компенсации Пермского края» Территориального отдела по Мотовилихинскому району г. Перми
2.2. Организация, методики и результаты исследования синдрома эмоционального выгорания специалистов отдела Государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» Территориального отдела по Мотовилихинскому району г. Перми
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ, ВЫЯВЛЕННЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1. Проблемы, приводящие к возникновению синдрома эмоционального выгорания
3.2. Рекомендации по усовершенствованию института психологической профилактики синдрома эмоционального выгорания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. от 11.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) [Электронный ресурс]. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об основах обязательного социального страхования» [Электронный ресурс]. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О государственной социальной помощи» [Электронный ресурс]. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О персональных данных» [Электронный ресурс]. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23.12.2010 (протокол № 21)) [Электронный ресурс]. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Приказ Министерства социального развития Пермского края от 06.07.2007 № 212 «О создании Пермской краевой комиссии» (в редакции от 27.02.2020 № СЭД-33-01-03-156) [Электронный ресурс]. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. Положение о Министерстве социального развития Пермского края, от 24.07.2006 № 7-п. [Электронный ресурс]. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
9. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. М.: Вопросы психологии, 2021. - № 8. – С. 311.
10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: СПбГУ, 2019. - 125 с.
11. Анциферова Л.И. Условия деформации личности. М.: Владос, 2018. - 296 с.
12. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. СПб.: Речь, 2018. - 348 с.
Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми (врачей, педагогов, социальных работников и т. д.). Хотя совершенно очевидно, что именно работа с людьми из-за предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса .Впервые на эту проблему обратили внимание американские специалисты в связи с созданием и массовым распространением социальных служб. Специалисты, имеющие профессиональное образование или получившие специальную подготовку в области психологии или социологии, вступали в постоянные контакты с посетителями, приходящими к ним со своими довольно тяжелыми проблемами. В основные обязанности входило оказание психологической поддержки - выслушать, поддержать, успокоить, если возможно, что-то посоветовать. Несмотря на специальную подготовку и подбор персонала, руководство, спустя некоторое время их работы, часто сталкивалось с фактами неудовлетворительной работы сотрудников, прежде всего с жалобами клиентов на их невнимание, бесчувственность и даже грубость. Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального стресса - «стресса общения», который в комплексе с другими профессиональными стрессами, приводит к возникновению так называемого феномена «профессионального выгорания» .