Проблема героизма в школьном изучении на уроках литературы
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время имеется множество исследований, посвященных осмыслению концепции эстетической категории героизма. Большой вклад в это направление внесли такие авторитетные научные деятели, как Ю. В. Бондарев, Дж. Вико, Г. В. Ф. Гегель, Ф. Шлегель, Т. Карлейль, Ницше, Н. Г. Чернышевский, М.Ф. Овсянникова, В.И. Ленин, Н.К. Михайловский и другие. Их теоретические работы содержат исследования о категории героизма в различных контекстах, исходя из собственных философских, идеологических и литературных представлений. Так, от понимания героя как культа, через трактовку героизма как потребность эпохи научная мысль пришла к интерпретации категории героизма как индивидуального подвига личности.Одним из ключевых вопросов, связанных с исследованием героизма, является его отражение в литературе. Литературные произведения, как искусство слова, являются полем для творческой интерпретации героизма и могут служить средством для выражения его различных аспектов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Категория героизма в контексте эстетики и литературы……. 7
1.1 Героизм как эстетическая категория ……………….……………………
1.2 Эволюция категории героизма в истории русской культуры и литературы …………………………………………………………………….
Глава 2 Методическое осмысление проблемы героизма на уроках литературы …………….……………………………………………………..
2.1 Анализ школьных программ …….……………………………………….
2.2 Современные проблемы патриотического (героического) воспитания в педагогической теории и школьной практике …………………………….
2.3 Разработка онлайн курса………………………………………………….
Заключение……………………………………................................................
Список литературы………………..…………………………………………
Список литературы
Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы / С. Аверинцев. - Москва : Coda, 1997. - 342,[1] с.
Алексеева В.А. Православный образ Отечества: духовный смысл русского патриотизма. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. -152с.
Ахматова, А.А. Собрание сочинений : в 6 т. / А. Ахматова ; сост., подгот. текста, коммент., ст. Н. В. Королевой. - Москва : Эллис Лак, 1998
Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных , наук.- СПб.: Азбука, 2000.- 332с.
Берггольц О. Ф. Ленинградский дневник: Стихи и поэмы. 1941—1944. — Л.: Гослитиздат, 1944. — 88 с.
Большой толковый словарь русского языка : современная редакция / Д. Н. Ушаков. - Москва : Дом Славянской кн., 2008. - 959 с.
Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека, культуры и нравственности: (Основн. положения концепции воспитания в изменяющихся социал. условиях).- Ростов н/Дону, 1995.- 32 с.
Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М., 1992..
Бык А.С. Воспитание гражданственности старшеклассников в педагогическом наследии В.П. Сухомлинского: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Киев, 1985.-24с.
Быков, В. В. Сотников. Обелиск: повести [Текст] : издание для слабовидящих / В. В. Быков. – М.: «Логос» ВОС, 2008. – 510 с.
Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1976.
Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2006.
Великий почин [Текст] : О героизме рабочих в тылу. По поводу "коммунистических субботников". Как организовать соревнование?. - [Москва] : Гос. изд-во полит. лит., 1945. - 36 с.
Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995.
Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. -Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т, 1995. -237с.
Голев А.Г. Воспитание у старшеклассников гражданственности как интегрального качества личности: метод, пособие по педагогике / Пятигорский гос. пед. ин-т иностр. яз. — Пятигорск: ПГПИИЯ, 1994. — 34 с.
Героизм стал темой для исследования и в новейшей литературе. Различные приемы, используемые писателями предыдущих периодов, перешли в новую эпоху. Социалистический реализм продолжил классическую идею подвига ради государства (А.А. Фадеев, Б.Н. Полевой), лучшие произведения о войне развивали идеи Л.Н. Толстого (М.А. Шолохов, Ю.В. Бондарев), после Второй мировой войны, когда милитаристская риторика ассоциировалась с бессмысленной гибелью людей, авторы акцентировали свое внимание на проблеме негероического (Л.С. Петрушевская). Тем не менее, в литературе был восстановлен образ подвижника (А.И. Солженицын).Героический импульс нередко совмещает в себе своевольное самоутверждение человека с его желанием служить обществу и человечеству. Подобный «сплав» присутствует в романтических поэмах 1820–1830-х годов, в ранних произведениях М. Горького. В литературе нередко героизм такого типа изображается в традиционно негероических образах (например, образ Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского).Настроения, возникшие в XIX веке, в следующем веке легли в основу радикального героизма, который был направлен на борьбу с сложившимся государственным строем. Писатели такой героизм либо восхваляли как преддверие большевизма, либо осуждали.Война требовала поднятие народного духа, объединение граждан и максимального напряжения душевных сил. Так, в 1930–1940-е годы центральной темой социалистического реализма становится героизм. «Когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой», — языком массовой песни заявляла о себе сталинская эпоха. Данная песня снижает образ героя. Подвиг по приказу перестает быть подвигом, потому что это демагогическое возведение в принцип и норму человеческой зависимости, несвободы, рабства. Но истинный подвиг, героизм, моральное преодоление себя является не только общественно важным поступком, он имеет огромную значимость и для человека, совершившего его, потому что основа человека, по заключению русской литературы, это честь, достоинство и все моральное основание человека.