Культ материнства в современном культурном пространстве: знаковые аспекты предродовой ритуалистики
Введение
Издавна предродовой период занимал особое место в жизни женщины. В современном мире ритуалистике уделяется не так много внимания как это было в древние времена. Именно поэтому, некоторые обряды стёрлись из памяти совсем, а некоторые приобрели некорректную с точки зрения символов форму. На разных территориях существовали разные ритуалы, связанные с беременными, как в древности, так и сейчас, отличия эти зависят как от уровня общей культуры, так и от развитости медицины.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что в современном обществе предродовой ритуалистике уделяется совсем мало внимания, формируются семиотически неверные обряды. Объектом исследования работы является культ материнства в современном культурном пространстве.
Предметом – знаковые аспекты предродовой ритуалистики.
Целью курсовой работы является выявление семиотически верных символов предродовой ритуалистики.
Задачи курсовой работы:
Изучение темы матери и ребёнка в мифологии
Исследование
Оглавление
Введение 2
1. Мифология материнства 3
1.1. Луна, Голубь и Змея 4
1.2. Великая Мать 5
1.3. Гея 6
1.1. Артемида 7
2. Предродовой культ на примере разных народов 8
2.1. Японцы 9
2.2 . Башкиры 10
2.3. Мордовцы 12
2.4. Казахи 13
2.5. Славяне 15
3. Современные предродовые обряд 20
3.1. Доула вместо бабки-повитухи 21
3.2. Гендерные вечеринки 22
3.3. Современные предродовые обряды у народов 23
4. Сравнительный анализ дородовых обрядов 25
4.1. Общие черты разных народов 25
4.2 Сходства в быту 27
4.4. Древность и современность 30
Приложение 1 31
Приложение 2 32
Приложение 3 33
Приложение 4 34
Приложение 5 35
Приложение 6 36
Список литературы 37
Список литературы
1. Г. Верез ; пер. с фр. Н. А. Кудря, В. Веселова. - К. : Издательский дом "Соборна Україна", 2001. - 174 с.
2. Горшунова О. В. Женское божество в системе религиозно-мировоззренческих представлений народов Средней Азии. М.: ИЭА РАН, 2007. — С. 380.
3. Девяткина, Т.П. Мифология мордвы/ Т.П. Девяткина. – Саранск: Красн. Окт., 1998. – 336 с.
4. Джеймс, Е.О. Культ богини / Е.О. Джеймс. – Москва : Наука, 2003.
5. Кешворд, Дж. Миф о богине. Эволюция образа / Дж. Кешворд, А. Берринг. – Москва : Эксмо, 2015.
6. Маркарьян, С.Б. Праздники в Японии: обычаи, обряды, социальные функции / С.Б. Маркарьян, Э.В. Молодякова. – Москва : Главная редакция восточной литературы, 1990.
7. Марсиро Ж. История сексуальных ритуалов. - М.: Крон-Пресс, 1998
8. Науменко, Г.М. Этнография детства / Г.М. Науменко, Э.В. Молодякова. – Москва : Наука, 1992. – с. 4-70
9. Серяков, М.Л. Богини славянского мира / М.Л. Серяков, Э.В. Молодякова. – Москва : Вече, 2014. – 416 с.
10. Хиску К. П. Отголоски культа Великой Матери у славян // Роль социально-гуманитарного знания в развитии интеллектуального потенциала нации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 25 февраля 2021г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 9-12
Электронные ресурсы
11. Apxeтип материнства в древнеязыческих и христианской культурах и религиях (нарративный аспект) – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/arkhetip-materinstva-v-drevneyazycheskikh-i-khristianskoi-kulturakh-i-religiyakh-narrativnyi/read (Дата обращения: 14.01.23)
12. Верования древних башкир – Режим доступа: https://nashural.ru/dostoprimechatelnosti-urala/bashkortostan/verovaniya-drevnih-bashkir/ (Дата обращения: 14.01.23)
13. Дородовые обряды башкир – Режим доступа: https://onknrb.bashmusic.net/ekspertnyj-sovet/6-zasedanie/2263-dorodovye-obryady-bashkir (Дата обращения: 14.01.23)
14. ЖЕНЩИНА В ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ:ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/zhenshchina-v-prazdnichnoi-kulture-gendernye-aspekty/read (Дата обращения: 14.
15. Казахские традиции и обычаи при рождении ребенка – Режим доступа: htt
У мордовцев была своеобразная бабка-повитуха – идень бабай. Она занималась не только родами, но и лечением детей в дальнейшем. Это была взрослая, пожилая женщина идеального поведения, незамеченная в измене мужу, причём она должна была быть вдовой.
Основными действиями идень бабай были перерезание пуповины, особые действия с последом, купание новорождённого и роженицы. Она же до крещения следила за малышком и мамой, чтобы сберечь их от сглаза, ведь до обряда крещения они считались слабыми и незащищёнными. Она не отходила от них и исполняла обязанности хозяйки, до того времени, пока родившая не возьмёт это в свои руки.
КазахиНаиболее трепетно казахский народ относился к вопросам питания будущей мамы. С первого дня беременности она должна была соблюдать определённую диету, ограничивающую тот или иной вид пищи.
Например, запрещалось есть верблюжатину, так как считалось, что это приводит к зат