Формирование духовно-нравственных ценностей у осужденных к лишению свободы в ИУ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время реализация конституционных прав на образование и выбор профессии стала одним из приоритетных направлений политики государства. Это привлекает все большее внимание представителей власти, ученых, практиков, международных правозащитных организаций и общественности.Современная уголовно-исполнительная политика, являясь неотъемлемой частью внутренней государственной деятельности, ориентирована на гуманизацию условий отбывания уголовных наказаний, укрепление гарантий соблюдения прав заключенных и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Также повышается эффективность работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития. Сокращение постпенитенциарного рецидива преступлений также является приоритетной задачей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В ИУ
1. Понятие, сущность, нормативно-правовое обеспечение общего образования осужденных в ИУ
2. Особенности реализации общего образования осужденными
3. Организация и содержание общего образования осужденных в ИУ
Вывод по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В ИУ
1. Специфика организации и содержания общего образования осужденных на примере ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва
2. Программа организации получения общего образования осужденными на примере ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва
3. Анализ эмпирического исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Законы и иные нормативно-правовые акты
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. ООН; Нью-Йорк, 1992 год.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - № 144. - 2020. - 4 июля.
Гражданский кодекс РФ (часть первая): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2022) // Российская газета. - 1994. - № 238-239.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ: федеральный закон от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Ведомости Федерального Собрания РФ. - 1997. - № 3.
Об образовании: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Российская газета. - 2012. - № 303.
Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 (ред. от 29.12.2022) // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. - № 33. - 19.08.1993. - Ст. 1316.
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р // Собрание законодательства РФ. - 2021. - № 20.
Об утверждении Порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы: приказ Минюста России от 6 декабря 2016 г. № 274/1525
Образовательную деятельность осужденных следует рассматривать как общественно полезную деятельность, направленную на достижение социально значимых результатов ресоциализации и способствующую развитию их личности и удовлетворению потребностей самовыражения. Образовательная деятельность становится для осужденных личностно ориентированной только тогда, когда она приобретает личностно значимый характер и активно способствует развитию их личности в целом, включая социальное развитие.Мы считаем, что цели получения общего образования, поставленные в статье 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», не полностью соответствуют реалиям деятельности пенитенциарных учреждений России, где находятся взрослые осужденные. Однако, они полностью соответствуют целям и задачам, стоящим перед воспитательными колониями уголовно-исполнительной системы, где содержатся несовершеннолетние осужденные.Одной из основных целей является исправление осужденного, которое достигается через получение общего образования. Законодатель понимает исправление осужденного как "формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения" (статья 9 УИК РФ) . Согласно Педагогическому энциклопедическому словарю, "формирование" означает "сознательное управление процессом развития человека или отдельных сторон личности, качеств и свойств характера и доведение их до задуманной формы (уровня, образа, идеи)". Это означает, что педагогический процесс включает в себя методы и средства, направленные на развитие у обучающегося определенных нравственных ценностей, необходимого общего набора знаний, а также мыслительного и познавательного процессов .