Работа логопеда с дошкольниками над согласованием существительных с прилагательными
ВВЕДЕНИЕ
Формирование грамматического строя речи представляет собой одну из задач речевого развития дошкольника. Эта задача охватывает формирование всех компонентов грамматики: словоизменения, словообразование. Среди грамматических навыков дошкольников большое значение имеет овладение навыками согласования слов. Именно согласование слов делает предложение грамматически правильным и понятным. Согласование существительных с прилагательными при этом выступает как базовый навык согласования разных частей речи.Овладение навыками словоизменения, словообразования, построение предложений у детей с нарушениями речи имеет свои особенности, но в любом случае проявляется в более медленном темпе усвоения разных грамматических форм.Ошибки согласования существительных и прилагательных наиболее частотные аграмматизмы в речи с дошкольников с ОНР. При отсутствии специально организованной работы, довольно долго сохраняются в речи детей, переходя затем в грамматические ошибки в речи письменной.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОГЛАСОВАНИЯ СЛОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НОРМАЛЬНЫМ И НАРУШЕННЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ 6
1.1. Овладение грамматическим строем речи и навыками согласования слов дошкольниками с нормальным речевым развитием 6
1.2. Особенности грамматического строя речи и согласования слов у дошкольников с нарушением речи 9
1.3. Направления логопедической работы с дошкольниками по формированию навыков согласования существительных с прилагательными……………………………………………………………… 14
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКОВ СОГЛАСОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 21
2.1. Организация, база и методики изучения навыков согласования существительных с прилагательными у дошкольников с нарушением речи в контексте оценки их психоречевого развития 21
2.2. Характеристика навыков согласования существительных с прилагательными у дошкольников с нарушением речи 24
2.3. Содержание работы логопеда по улучшению навыков согласования существительных с прилагательными у дошкольников с нарушением речи 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Алпатова Н. С. Развитие навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.С. Алпатова, Л.В. Попова, А.С. Селеверстова // THE SCIENTIFIC HERITAGE. – 2021. – №65-4(65). – С. 19-22. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45685515 (дата обращения: 30.04.2022).
Азизова Н. Р. Формирование и развитие навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи / Н. Р. Азизова, А. М. Даудова, А. М., Е. Н. Иванова // Мир науки, культуры, образования. – 2018. - № 4(71). – С. 297-299. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35576130 (дата обращения: 05.12.2021).
Алмазова А. А. Лингвистические аспекты изучения речевых нарушений / А. А. Алмазова, О. С. Орлова // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. – Москва, 2014 – С. 4-15. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23297000& (дата обращения: 04.02.2022).
Абрасова Е. В. Особенности усвоения категорий падежа имени существительного дошкольниками с общим недоразвитием речи / Е.В. Абрасова // Логопедия в детском саду. – 2007. – № 5(20). – С. 28-39.
Бабицина А. В. Особенности словообразовательных компетенций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня / А. В. Бабицина, Л. С. Яговкина // Вестник Курганского государственного университета. – 2018. – №4 (51). – С. 96-98. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38228770 (дата обращения: 18.03.2022).
Баранова Г. А. Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня / Г.А. Баранова, Т.В. Бабошкина // Вестник ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО". Тульское образовательное пространство. – 2018. – № 2. – С. 81-88. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35331419 (дата обращения: 05.12.2021).
Багичева Н. В. Формирование грамматического строя речи и грамматических понятий: период дошкольного детства / Н.В. Багачива // Филологический класс. – 2004. – №11. – С. 32-43. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18929870 (дата обращения: 04.02.2022).
Семь человек с несформированностью всех средств языка (ЗПР), также имеют недостаточный уровень навыков согласования слов, ошибки допускались во всех предложенных заданиях, большинство было допущено в согласовании прилагательного с существительным в предложном падеже множественного числа. Дети допускали ошибки, как в падежных окончаниях, так и в согласовании существительного с прилагательным в числе (типичные ошибки: синим облакам, зелёным кубикам, зелёными ёлкам, зелёным вёдрам, красным одеялом, синих носков, красному машинам, зелёному кубикам).Один человек с фонетико-фонематическим недоразвитием имеет недостаточный уровень сформированности навыков согласования существительных с прилагательными, больше всего ошибок допускалось в согласовании прилагательного с существительным в дательном падеже множественного числа. У ребёнка отмечались ошибки в назывании падежных окончаний, согласовывал слова в творительном падеже, вместо предложного (типичные ошибки: красными яблоками, красными юбками, синими стульями, синими бабочками, синими колёсами).Низкого уровня достигли три человека, из них два человека с несформированностью всех средств языка (ЗПР), ошибки допускались в большинстве заданий. У К. Владимира не наблюдалось трудностей лишь в двух заданиях, направленных на согласование прилагательного с существительным в числе и роде в экспрессивной речи. В первом задании – согласование прилагательного с существительным в единственном и множественном числе, ребёнок не правильно называл существительное (синие юбка, синие тучка, синие облако). В задании 3 – согласование прилагательного с существительным в мужском, женском и среднем роде, было допущено большое количество ошибок, ребёнок называл прилагательное не в правильном роде (красное кофта, красная платье, кожаная платье, синий тетрадь).