Педагогические условия формирования психологической готовности детей к обучению в школе
ВВЕДЕНИЕ
Проблематика личностно-психического развития детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем психологии развития как в отечественной, так и в зарубежной науке. Актуальность вопросов готовности ребенка к школьному обучению определяется тем важным моментом, который происходит в жизни ребенка в связи с изменением его социального статуса. Поступление в школу - это переломный момент в жизни каждого ребенка и данному аспекту должно уделяться особое внимание.Наличие проблемы психологической готовности подтверждается низким уровнем адаптации. Дети, неподготовленные к школе, не могут сосредоточиться на уроке, так же замечается слаборазвитые связная речь и умственные способности. Такой ребенок мало инициативен, что затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками, что приводит к низкому уровню социализации.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1 Психические процессы и новообразования психики младшего школьника
1.2 Общая характеристика психологической готовности к школе
1.3Педагогические условия повышения адаптации старшего дошкольника к школе.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
2.1 Исследование психологической готовности детей к обучению в школе2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Методические рекомендации педагогам по адаптации детей к школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИЕТРАТУРЫ:
Арушанова А. Г. Организация общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2021. – №7. – с. 54.
Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2018. - 711 с.
Авсеенко Н.В. Условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению в школе: диссертация - Мурманск, 2018. - 190 с.
Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. М., 2019. – 302 с.
Бабкина, Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2020. – 366 с.
Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей старшего дошкольного возраста. – М.: УРАО, 2021. – 412 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2019. – 402 с.
Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада. - М.: Перспектива, 2021. – 197 с.
Волкова М.В. К вопросу о формировании готовности к школе детей старшего дошкольного возраста // В сб. Педагогика и психология как ресурс развития общества. - 2019. - с. 334-337.
Воробьева И.Н. Формирование готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации // NovaInfo.Ru. - 2019. Т. 1. - № 44. - с. 260-263.
Голованова, Н.В. Социализация и воспитание ребенка дошкольного возраста. - СПб.: Речь, 2019. – 501 с.
Гальперин П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: 2020. – 166 с.
Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе. – М.: Просвещение, 2019. – с. 40.
Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание. - 2019. с. 18-23.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., Академия, 2019. – 612 с.
Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школе. М., МГППУ, 2020. – 341 с.
Дошкольная педагогика / Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. - М., 2021. – 295 с. Запорожец А. Избранные психологические труды. М., 2019. - 516 с.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие мышечной системы, увеличение ее объема и силы, но это происходит только при условии достаточных физических нагрузок [2].Таким образом, переход в школу как новый этап социального развития личности младшего школьника сопровождается серьезными психофизиологическим изменениями, бурным ростом познавательных процессов, личностными изменениями, а также может совпасть с возрастным кризисом. При этом начало систематического обучения ребенка в школе выдвигает множество важнейших задач нового типа, с которыми ребенок ранее не сталкивался. От того, насколько ребенок готов к школе, будут зависеть его учебные достижения, успешный вход в режим школьной жизни, а также психологическое самочувствие и успешность процесса адаптации.Стоит отметить, что существуют три вектора, по которым происходит школьная адаптация — психофизиологический, социальный, психологический.Эти три направления адаптации синхронизированы с вышеописанными психофизиологическими и психологическими особенностями младшего школьника и с сопровождаемыми изменениями внешней социальной ситуации. Они же являются базой для формирования психологической готовности к школьному обучению.Но всё начинает еще до прихода в школу. Важную роль играет старший дошкольный возраст и то, чем развивался ребенок в это время. В этом возрасте преимущественно используется игровая деятельность.В старшем дошкольном возрасте (5-7) сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Предметы могут носить условный характер, и игра превращается в символическую, т. е. кубик может представлять различные предметы: машину, людей, животных – все зависит от отведенной ему роли. В этом возрасте во время игры некоторые дети начинают проявлять организаторские способности, становятся лидерами в игре.