Личностные особенности преодоления кризисов в профессиональной деятельности
Введение
Работа очень важна человеку в современном мире, она позволяет чувствовать себя полноценным членом общества. Более того, даже в так называемых творческих профессиях, вызывающих восхищение и даже зависть окружающих, сами работники далеко не всегда чувствуют себя достойными людьми, которым есть чем гордиться. И дело не только в том, что у них не всегда получается реализовать свои сложные творческие замыслы, но и в том, что сама оценка их труда со стороны общества (и окружающих коллег) не всегда бывает справедливой. В итоге, труд, вместо того чтобы доставлять человеку радость самореализации, нередко приводит к серьезным страданиям и ощущению неудачности всей жизни.
Получается, что неудачное профессиональное, а в более широком смысле - и трудовое, самоопределение и самореализация может стать серьезной причиной многих собственно психологических, жизненных, экзистенциальных (а может даже и патопсихологических) проблем.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы изучения кризисов в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………………… 5
1.1.Кризисы профессионального развития личности.............................5
1.2.Причины возникновения профессиональных кризисов…………..16
1.3.Влияние внутриличностного конфликта на профессиональное развитие личности………………………………………………………………18
1.4.Психологические особенности творческих личностей…………….21
1.5.Способы преодоления внутриличностных конфликтов и профессиональных кризисов……………………………………………………30
Выводы по 1 разделу……………………………………………………..33
2. Особенности преодоления кризисов в профессиональной деятельности...34
2.1.Выборка………………………………………………………………34
2.2.Результаты исследования............................................................... .36
Выводы по 2 разделу…………………………………………………….45
Заключение………………………………………………………………………46
Список использованных источников………………………………………….48
Приложения
Садовникова, Н. О. Профессиональный кризис личности педагога: содержание и основные признаки [Электронный ресурс] / Н.О. Садовникова // Научный диалог. - 2016. - № 11 (59). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-krizis-lichnosti-pedagoga-soderzhanie-i-osnovnye-priznaki/viewer (дата обращения: 03.06.2023).
Выготский Л. С. Биогенетический подход в психологии и педагогике [Текст] / Л. С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии. Ч. 1 / под ред. О. А. Карабановой, А. И. Подольского, Г. В. Бурменской. - Москва: МГУ, 1999. - 315 с.
Ахмеров Р. А. Биографические кризисы личности: автореферат диссертации… кандидата психологических наук: 19.00.01 [Текст] / Р. А. Ахмеров. - Москва, 1994. - 19 с.
Солдатова Е. Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека: автореферат диссертации … доктора психологических наук: 19.00.01 [Текст] / Е. Л. Солдатова. - Екатеринбург, 2007. - 43 с.
Марцинковская Т. Д. Тяжелые переживания, как одна из форм психологического кризиса [Текст] / Т. Д. Марцинковская // Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь: сборник статей; под ред. О. В. Красновой. - Москва: МПГУ; Обнинск: Принтер, 2002. - С. 17-20.
Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) [Текст] / Ф. Е. Василюк. - Москва: МГУ, 1984. - 200 с.
Юрьева Л. Н. Кризисные состояния [Текст] / Л. Н. Юрьева. - Днепропетровск: Арт-Пресс, 1998. - 156 с.
Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога [Текст] / И. Г. Малкина-Пых. - Москва: Эксмо, 2004. - 554 с.
Много таланта и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л. Рошалем, Н.И. Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.Исследователи Е. В Андриенко, М. А. Василик, Н. А. Ипполитова, О.А. Леонтович, И. А. Стернин выделили такие субъективные характеристики творческой личности, как "человеческие" препятствия общения, социально-культурные, статусно-позиционно-ролевые, психологические, когнитивные, барьеры отношений. Но наиболее существенное влияние в формировании данной проблемы внесли О. Кульчицкая, Я. Козелецкий представил свою особую Я-концепцию развития творческого пути и самой личности. Я.А. Пономарев выдел десять стадий творческого процесса и охарактеризовал их по значимости для личности.Итак, в психологической литературе существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества.