Психологическая помощь в развитии познавательных процессов младшим школьникам с задержкой психического развития в условия инклюзивного образования

Скачать дипломную работу на тему: Психологическая помощь в развитии познавательных процессов младшим школьникам с задержкой психического развития в условия инклюзивного образования. В которой определены основные подходы к обучению младших школьников с задержкой психического развития.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.02.2025
Объем файла
113 Кб
Количество страниц
30
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Актуальность исследования. Развитие личности каждого ребенка является главной задачей как современных образовательных учреждений, задачей семейного воспитания, так и ведущей задачей государства, закрепленной в Российской Федерации в приоритетном направлении национальной программы «Образование». Особое значение имеет раннее и своевременное выявление детей с трудностями в обучении, воспитании и развитии, а также создание для них всесторонних условий для посильного и своевременного развития и коррекции их нарушений вследствие дизонтогенеза. Для этого важно активизировать комплексное взаимодействие на всех уровнях: научном, медицинском, социальном, педагогическом и психологическом.Самую большую по численности группу с особенностями в развитии составляют дети с типом задержанного психического развития, центральной проблемой психики которых является не тотальные, а парциальные нарушения созревания мозга и замедленный темп развития психических процессов. 

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития познавательных процессов младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного образования 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития 6
1.2. Основные подходы к обучению младших школьников с задержкой психического развития 8
1.3. Психологическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования 13
Вывод по Главе 1 17
Глава 2. Эмпирическое изучение развития познавательных процессов младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного образования 18
2.1 Диагностика уровня развития познавательных процессов младших школьников с ЗПР 18
2.2 Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования 23
2.3 Рекомендации педагогам по развитию познавательных процессов младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования 27
Выводы по второй главе 30
Заключение 32
Список использованных источников 33
Приложение А 35

Список использованных источников
Алехина С. А. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. М. : МГППУ, 2022. 92 с.
Безруких М. М. «Портрет» будущего первоклассника // Коррекционная педагогика. 2023. №4. С. 70.
Белопольская Н. Л. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития. М. : Прогресс, 2018. 248 с
Борякова Н. Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. 2023. № 2. С. 29-36.
Варга А. Я., Столин В. В. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М. : МГУ, 2018. 128 с.
Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском. М. : Наука. 1979. 367 с.
Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики. М. : Издательский центр «Академия», 2022. 272 с.
Гущина Г. Н. Педагогическое сопровождение развития субъектности обучающегося. М., 2022. № 2. С. 50-57
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С.Г. Шевченко. М. : Наука. 2021. 172 с.
Инклюзивная практика / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М. : Мозаика-синтез, 2021.
Инклюзивное образование: нормативно-правовое и ресурсное обеспечение образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Семинар-совещание ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования». Екатеринбург, 2017.
Малофеев Н. И. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019. № 9
Малофеев Н. Н., Маркович М. М., Шматко Н. Д. Совместное воспитание и обучение – закономерный этап развития системы образования // Управление ДОУ. 2020. №6. С.8-22.
Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2018.

И как следствие педагогическая работа с детьми с задержкой психического развития как аспект инклюзивного образования предполагает поэтапное решение в создании условий, учитывающих индивидуальные особенности каждого участника образовательного процесса классного коллектива.Первый этап работы по организации инклюзивного обучения детей с особыми потребностями в развитии это изучение документов, регламентирующих деятельность учителя в работе с детьми с задержкой психического развития в условиях класса.Второй этап, оценка возможности детей с задержкой психического развития в обучении.Третий этап, мониторинг уровня актуального развития ребёнка с задержкой психического развития и учет при планировании учителем зон ближайшего развития ребека.Это возможность проследить динамику изменения в учебном и личностном росте ребёнка с задержкой психического развития.После обработки результатов мониторинга учитель в учебный план включают индивидуальные и групповые уроки общеразвивающей и предметной направленности для повышения уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов, коррекции познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.В результате поэтапной работы учителя с детьми с задержкой психического развития будет полноценное проживание ребёнком периода счастливого детства, социальной адаптации, воспитания, обучения и коррекционного развития.