Формирование самоконтроля и самооценки как основа умения учиться в начальной школе
Введение
Актуальность. В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, деятельность современных учителей в начальной школе направлена на формирование у младших школьников различных универсальных учебных действий. Непосредственно самоконтроль входит в состав регулятивных универсальных учебных действий и его формирование на этапе начальной школы является крайне важным, поскольку позволяет формировать у младших школьников устойчивую образовательную потребность, состоящую в свою очередь из определенных учебных мотивов, а также учебных потребностей. В результате у младшего школьника формируется не только самоконтроль, и самооценка, а ученик становится полноценным субъектом учебной деятельности. Своевременное освоение навыков самоконтроля и самооценки позволяет создать ту базу, на которой будет строиться весь дальнейший процесс обучения ребенка в школе.
Оглавление
Введение3
Глава 1. Теоретические основы формирования самоконтроля и самооценки как основа умения учиться в начальной школе8
1.1. Понятия «самоконтроль» и «самооценка» в научной литературе8
1.2. Анализ научных подходов к формированию умения учиться у детей младшего школьного возраста15
1.3. Формирование навыков самоконтроля и самооценки как основа умения учиться в начальной школе23
Выводы по первой главе30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию самоконтроля и самооценки как основа умения учиться в начальной школе31
2.1. Изучение уровня самоконтроля и самооценки детей младшего школьного возраста (констатирующий эксперимент)31
2.2. Комплекс образовательных мероприятий по развитию навыков самоконтроля и самооценки у детей младшего школьного возраста как основа умения учиться (на формирующем этапе)38
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию самоконтроля и самооценки младших школьников при организации умения учиться (контрольный эксперимент)42
Выводы по второй главе48
Заключение49
Не найдено
Способность самостоятельного освоения знаний, навыков и компетенций обеспечивается универсальными учебными действиями. Через них обеспечивается развитие личности в процессе обучения и воспитания, которое является неотъемлемой частью процесса образования и воспитания.Особенность положения школьника заключается в том, что учеба для него является обязательной деятельностью, которая имеет высокую общественную значимость. Он несет ответственность за нее перед учителем, школой и своей семьей. Жизнь ученика подчинена строгой системе правил, которые одинаковы для всех школьников [36].Универсальные учебные действия — это понятие, которое в широком смысле означает самосовершенствование и саморазвитие через активное и осознанное усвоение нового социального опыта. В узком смысле, это набор действий, которые обучающийся должен выполнить, чтобы обеспечить свою социальную толерантность, культурную идентичность, компетентность и способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [28].Кроме того, универсальные учебные действия помогают людям стать более эффективными и продуктивными в своей работе, что является важным фактором успеха в современном мире. Они также помогают людям стать более уверенными в себе и своих способностях, что способствует повышению самооценки и улучшению качества жизни. В целом, универсальные учебные действия являются важным аспектом образования и развития личности в современном мире. Они помогают людям стать более готовыми к жизни и работе в условиях быстро меняющегося мира, а также повышают качество жизни и уровень самооценки [27].Способность обучающегося к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта можно назвать универсальными учебными действиями. По мнению А.В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации обучающихся, – как в строении самой учебной деятельности, так и в различных предметных областях, включая осознание обучающимися ее целевой направленности, операциональных и ценностно-смысловых характеристик» [40]