Самооценка студентов с разным уровнем интернальности
ВВЕДЕНИЕ
Научная проблема исследования и общая характеристика работы. Исследование посвящено изучению соотношения самооценки и локуса контроля в юношеском возрасте. Данное исследование основано на теоретических положениях зарубежных и отечественных ученых, раскрывающих возрастные особенности юношеского возраста, а так же описывающих понятия локуса контроля и самооценки (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Дж. Роттер и др.).
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества, в связи с изменяющимися ценностными и моральными установками юношей и девушек, одними из актуальных становятся вопросы соотношения самооценки и локуса контроля в юношеском возрасте. Актуальность данной дипломной работы обусловлена важностью самооценки в процессе формирования личности студента. Самооценка является важнейшим компонентом самосознания и представляет собой процесс оценки своих качеств, способностей и возможностей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМООЦЕНКИ И ИНТЕРНАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ……………………………..
Понятие и сущность самооценки……………………………………
1.2 Значение и функции самооценки личности ……………………………..
1.3 Виды и уровни самооценки личности ……………………………………
1.4 Феномен интернальности в юношеском возрасте………………………..
ВЫВОД 1 …………………………………………………………………………..
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И ИНТЕРНАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ…….....
2.1 Организация исследования………………………………….
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования…………...
2.2.1 Методика уровня субъективного контроля……………………………….
2.2.2 Методика «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн» (в модификации А. М. Прихожан)…………………………….
2.2.3 Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси………….
2.2.4 Коэффициент корреляции Спирмена…………………………………….
ВЫВОД 2 ……………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бодалев, А. А., & Карпова, Е. Б. (2017). Самооценка и представления о личном будущем студентов в связи с их социальной уверенностью. Сибирский педагогический журнал, 4, 68-75.
Давудова А.В. Научная статья. Интернальность, как психологическая проблема. ДГПУ, 2 (26), 2016 г. – с. 170-173
Захаренко, Е. И. (2014). Личностные и средовые детерминанты академического успеха студентов. Теоретические и прикладные аспекты психологии, № 4(25), 101-105.
Клюйкова, Е. С. Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов / Е. С. Клюйкова, Д. А. Онофрейчук, Д. Д. Киселёв. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 547-549. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64851.
Леонтьев, Д. А., & Резнова, С. В. (2019). Новая методика оценки самооценки (методика «Камрада»): первые результаты применения в когнитивно-метафункциональном подходе. Психологическая наука и образование, 24(4), 25-38.
Малютина, А. А. (2018). Самооценка и оценка друзей у студентов с высоким и низким уровнем коммуникативной и когнитивной компетенции. Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры, 2(178), 102-111.
Парфенова А.Г. Особенности локуса контроля у современных подростков: сборник трудов конференции. / А.Г. Парфенова, М.В. Сафонова // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 июля 2022 г.) / редкол.: Ж.В. Мурзина [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2022. – С. 270-274. – ISBN 978-5-907561-54-0.
Попова, О. О. Эффективность психологической помощи при низкой самооценке / О. О. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89610.
При изучении связи между переживанием успеха и интернализацией было обращено внимание на исследование, проведенное М.М. Смирновой в 1989 году по вопросу психологических характеристик локуса контроля, выраженного в письменной форме, и его связи с успехом. 'Приписывание ответственности за успех или неудачу одной из полярностей локуса доминирования происходит по-разному. Экстраверты возлагают вину за свой успех на внешние факторы, вплоть до фатализма. Интерналы берут ответственность за себя и находят причину своих неудач исключительно в собственных недостатках".Поэтому понятно, что в представлении экстраверта успех - это судьба, удача и случай. Однако для интерналиста успех характеризуется работой, достижениями, настойчивостью и результатами".Этой идеи о локусе контроля придерживаются многие российские и зарубежные писатели."Ответственность как личностная детерминанта восприятия успешного человека" показывает, что: "Прототипом восприятия успешного ответственного человека являются такие факторы, как интеллект, социальная компетентность, креативность, социальное признание, привлекательность, удовлетворенность, авторитет в работе, рационализм, активность, целеустремленность, социальная поддержка и удача".В 2013 году И.А. Мелихова, А.А. Архипова и Ю.А. Граждан провели исследование влияния локуса контроля на мотивацию к успеху. Авторы выдвинули предположение, что уровень субъективного контроля (экстернальность-интернальность) влияет на мотивацию к успеху. Исследователи изучили 50 студентов в возрасте 18-21 года и 50 респондентов в возрасте 35-50 лет. Результаты показали, что молодые люди имели средний уровень мотивации к успеху, наряду с расположением экстернального контроля. Взрослые имеют умеренный или высокий уровень мотивации к успеху и высокий уровень локуса интернализирующего контроля. Основываясь на результатах этого исследования, авторы обнаружили, что характер эндогенного влияния на мотивацию достижения успеха увеличивается с возрастом. Авторы утверждают, что "среди интернализаторов чаще встречаются люди с более высоким уровнем как мотивации достижения успеха, так и мотивации избегания неудач. Они склонны полагаться на себя, объясняя свои неудачи недостатком собственных навыков, что мотивирует их стремиться к успеху и избегать неудач".