Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей школьного возраста
ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Личность формируется, прежде всего, под воздействием социальных факторов, среди которых главенствующую роль играет семья. В связи с этим в науке исследованы такие вопросы, как взаимоотношения ребенка с родителями, взаимоотношения между родителями, отношение матери и отца к воспитанию детей, общий психологический климат семьи и другие. Экспериментально показано влияние воспитательного воздействия родителей на формирование патохарактерологических и психологических особенностей социально дезадаптированных детей и подростков.
При нарушении структуры и функций семьи возникает психологическая напряженность и конфликтность внутрисемейных отношений, родители не в состоянии управлять воспитанием детей, привить им положительные социальные качества, необходимые для становления полноценного члена общества, у детей развивается и закрепляется девиантная форма поведения.
Вопросы неблагополучия семей широко и многосторонне изучены в современной науке.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………..…………………. 3
1 Теоретические основы семейного воспитания в аспекте социально-психологического сопровождения семей …..………………..……………. 5
1.1 Функции и типы семей ……………………………………………….. 5
1.2 Причины семейного неблагополучия. Характеристика неблагополучных семей ………………………………………………. 10
1.3 Сущность девиантного поведения и его виды ………………… 15
1.4 Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки ………………………………………….. 22
2 Анализ статистических данных по количеству неблагополучных семей в Алтайском крае …..….……………………................................................. 31
2.1 Нормативно-правовое регулирование девиантного поведения детей в Алтайском крае ….….……………………………................... 31
2.2 Социально-психологическая технология коррекционной и реабилитационной работы с детьми из неблагополучных семей ….. 46
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы социально-психологического сопровождения неблагополучных семей в Алтайском крае ……………................................................................... 53
Заключение ……………………………………………………………….......... 59
Список использованных источников …………………………………………. 64
Приложение А План мероприятий программы «Семейный очаг» …………. 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлексеева, Д. Л. Дети и родители: территория соприкосновения / Д. Л. Алексеева // Мир психологии. – 2016. – № 2. – С. 45–51.
Баскакова, А. В. Психологическая характеристика подростка-правонарушителя / А. В. Баскакова, М. В. Данилова // Молодой ученый. – 2014. – №8. – С. 914-917.
Белинская, Е. П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект пресс, 2015. – 301 с.
Бирюк, Е. И. Подростки в ситуации девиации / Е. И. Бирюк // Молодой ученый. – 2017. – № 2. – С. 274–277.
Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г. М. Бреслав // Психологические исследования. – 2017. – № 2. – С. 63–69.
Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения: дисс. канд. психол. наук / А. Я. Варга. – М.: МГУ, 2016. – 80 с.
Выготский, Л. С. Проблема возраста / Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. – М.: Академия, 2014. – Т. 4. – 268 с.
Вяткин, И. М. Подростки с противоправным поведением / И. М. Вяткин // Мир психологии. – 2017. – № 4. – С. 52–55.
Гольдштейн, К. Психология индивидуальности / К. Гольдштейн. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2016. – 523 с.
Горобец, Т. Н. Самоотношение как этиологический фактор аутодеструктивного поведения / Т. Н. Горобец // Мир психологии. – 2005. – № 3. – С. 67–73.
Григович, И. Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Диагностика. Помощь. Предупреждение / И. Н. Григорович. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2012. – 245 с.
Груздева, Т. И. Подростки с девиациями как объект работы психолога / Т. И. Груздева. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 241 с.
Дьяченко, М. И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости подростков с асоциальным поведением / М. И. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2014. – № 2. – С. 52–55.
Дружинин, В. Н. Теоретическая типология моделей семьи / В. Н. Дружинин // Психология семьи. − Самара, 2012. – 265 с.
Согласно мнению А.Я. Варга, стили семейного отношения формируют типы подростков с теми или иными индивидуальными особенностями, которые могут обуславливать появление девиаций [6, с. 22]:
1.Подросток лицемерного типа копирует все, что наблюдает, склонен простым способом добиться своей выгоды и отхлынуть от деятельности, вызывающей затруднения. Он с легкостью усваивает лишь то, что оказывает на него сильное влияние. Вариант его деятельности носит практически- деятельностный характер: они склонны обманом и приветливостью решить все трудные вопросы, однако, не очень огорчаются в случае неуспеха. Данные подростки проявляют лишь внешнее отношение к нравственным нормам и эталонам.