Евангельские прототипы в романах Достоевского
Введение
Актуальность исследования. Творчество Ф.М. Достоевского продолжает вызывать дискуссии, притягивая активное внимание исследователей в связи с неоднозначностью характеров литературных героев. Различные толкования образов ключевых героя романов, характеров, поступков и помыслов порой приобретают диаметрально противоположный характер, что во многом обусловило проблему прототипов произведений. На наш взгляд, поиск реально-исторических прототипов романа остается недостаточно раскрытым в отечественном литературоведении. Вопрос о прототипах отдельных героев вызывает закономерный интерес исследователей. В общекультурном сознании многие герои романов выступают как сугубо идеологические, нарицательные и эмблематичные, оказываясь в ряду так называемых мировых художественных образов, таких, как Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Фауст.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы прототипов в творчестве Ф.М. Достоевского………………………………………………………………..7
1.1. Понятие «прототип» в отечественном литературоведении………...7
1.2. Степень научной разработки проблемы прототипов в творчестве Ф.М. Достоевского………………………………………………………………18
Глава 2. Особенности функционирования евангельских прообразов в пятикнижии Ф.М. Достоевского………………………………………………..27
2.1. Евангельский контекст в романах Ф.М. Достоевского……………27
2.2. Евангельские мотивы в изображении романных героев Ф.М. Достоевского……………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………..54
Список использованной литературы…………………………………….58
Список использованной литературы
Научные статьи и монографии
1. Абрамович Г.Л. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие / Г.Л. Абрамович. – М.: Наука, 2000. – 425 с.
2. Бабенко Л.Г. Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. – М.: Флинта, 2009. – 495 с.
3. Баженова С.И. Стиль – жанр – текст / С.И. Баженова. – Талин: Валгус, 1990. – 290 с.
4. Бальбуров Э.А. Мотив и канон / Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы: Сюжет и мотив в контексте традиции / Э.А. Бальбуров. – Новосибирск, 1998. – 210 с.
5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет/ М.М Бахтин. – М.: Худож. лит., 1999. – 121 с.
6. Веселовский А. Н.: Исследования и материалы / А.Н. Веселовский. – СПб.: Наука, 2013. –84с.
7. Веселовский А.Н. Эпические повторения как хронологический момент / Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М.: Издательство МГУ, 2000. – 346 с.
8. Виноградов В. В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов. – М.: Высшая школа, 2014. – 142 с.
9. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы ХХ века / Б.М. Гаспаров. – М.: Наука: Вост. лит., 2012. – 301 с.
10. Гвишиани-Косыгина Л.А. Основные произведения иностранной художественной литературы. Европа. Америка / Л. А. ГвишианиКосыгина, Е. Ю. Гениева, В.Т.Данченко. – М.: Наука, 2004. – 322 с.
11. Гегель В.Ф. Эстетика / В.Ф Гегель, В 4 т. Т. 2. – М.: Искусство, 1997. – 286 с.
12. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль / Н.К. Гей. – М.: Наука, 2008. – 470с.
13. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа / М.М. Гиршман. – М.: Наука, 2014. – 125 с.
14. Григорьев В.П. Поэтика слова: на материале русской советской поэзии / В.П. Григорьев. – М.: Наука,1999. – 303 с.
15. Гумбольдт В. Язык и философия культуры / В. Гумбольдт. – М.: Наука, 2013. – 450 с.
Евангельская картина мира является одной из «величайших и самых трагических художественных моделей, которые когда-либо создавались цивилизацией. Литературные трактовки евангельских «историй» своеобразно «проверяют» истинность новозаветных процессов» [1, с. 222]. Трудно представить развитие европейской литературы и искусства в период последних двух тысячелетий без этой группы сюжетов. Поздние романы Ф.М. Достоевского поражают религиозным откровением и последовательным христианским мировоззрением, что дидактически воплощается в текстах писателя, вхождение в которые всегда вызывает множество ощущений и мыслей.И прежде всего, читатель как будто находится в состоянии некоторой дезориентации от интригующих и усложненных сюжетных лабиринтов, его привлекают дуалистично-оппозиционные образы и полисемантические символы, ключ к пониманию которых следует искать в Библии, из корпуса текстов которой писатель активно прорабатывал и творчески интерпретировал различные сюжетные линии образы, что мы и попытаемся показать в этом исследовании. Не требует доказательства тот факт, что писателю было тесно в рамках реалистической поэтики, принципы которой не апеллируют к творческому духу, который «стирает грани между эпохами, странами, народами, поэтическими жанрами». М. Бахтин также говорил о «враждебности и чуждости» Достоевскому особого типа афористического мышления, созданного литературой классицизма и эпохи Просвещения, которые принадлежали к ренессансно-реалистической культурной парадигме. Видимо, недаром самый сложный персонаж Ф. Достоевского Иван Карамазов упрекает младшего брата в том, что он избалован современным реализмом и не любит ничего фантастического.