Особенности защитно-совладающего поведения у подростков и юношей с разной семейной ситуацией развития
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем, что в формировании защитно-совладающего поведения подростков семья играет огромную роль. В рамках психологической литературы семейная ситуация рассматривается через призму детско-родительских отношений.Детско-родительские отношения отличаются от других видов межличностных отношений, они более тесные и начинаются с первых дней жизни человека, поскольку именно семья оказывает влияние на ребенка, в ней он получает воспитание, учиться взаимодействовать, набирается опыта. Эти отношения начинаются с самого рождения человека и длятся всю жизнь.На сегодняшний день отмечается трансформация детско-родительских отношений. Данный процесс характеризуется тем, что происходит снижение контроля со стороны родителей, при этом стоит выделить снижение качества общений детей и родителей, необходимо отметить и специфику подрыва родительского авторитета.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Теоретические основы научного исследования влияния семейной ситуации на защитно-совладающее поведение подростков
1. Защитно-совладающее поведение как объект научного исследования
2 Особенности защитно-совладающего поведения в подростковом и юношеском возрасте
3. Взаимообусловленность семейной ситуации и совладающего поведения подростков
Выводы по 1 главе
Эмпирическое изучение влияния семейной ситуации на защитно-совладающее поведение подростков
1. Организация и методы исследования
2. Анализ результатов исследования
3 Разработка проекта по развитию защитно-совладающего поведения в подростковом возрасте
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. – СПб.: Речь, 2014. – 166 с.
2. Адлер А. Понять природу человека. - СПб.: Академический проект.2019. – 256 с.
3. Айвазян Е.Б, Павлова А.В., Одинокова Г.Ю. Проблемы особой семьи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2018. №2. – с. 61 – 67.
4. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. М.; Издательский центр «Академия». 2021. – 192 с.
5. Андреева Т.В. Психология семьи: учебное пособие. – СПб.: Речь, 2017. – 384 с.
6. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая зашита // Психологический журнал, 2019 – Т.15. № 1. – с. 3 – 18.
7. Аргайл М. Психология счастья / общ.ред. М.В. Кларина. - М.: Прогресс. 2019. – 336 с.
8. Балабанова Е.С. Гендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями // Социологические исследования. 2022. №11. – с.26 – 36.
9. Белорукова Н.О. Семейные трудности и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи: Диссертация. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. – 240 с.
10. Белорукова Н.О. Удовлетворенность браком и доверие между супругами как ресурсы совладания молодой семьи // Психология совладающего поведения: материалы Международной научно-практической конференции / отв.ред.: Е.А.Сергиенко, Т.Л.Крюкова. – Кострома. КГУ им.Н.А.Некрасова, 2017. – с.371 – 273.
11. Белогай К.Н., Зульбухарова О.Р. Незарегистрированный брак: специфика супружеских отношений в период ранней взрослости // Журнал практического психолога. 2019. №6. – с.79 – 93.
12. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.; Издательство: Прайм-Еврознак, 2017. – 150 с.
13. Бэндлер Р., Гриндер Дж. Структура магии. - СПб. 2018.
14. Варга А.Я., Будинайте Г.Л. Теоретичесике основы системной семейной терапии // Журнал практической психологии и психоанализа. 2015. №4
В нашей стране существуют различные стили семейного воспитания, которые во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных особенностей. Однако в целом наше обращение с детьми гораздо более авторитарное и суровое, чем мы склонны признавать.Как бы ни было велико влияние родителей на формирование личности, его пик приходится не на подростковый возраст, а на первые годы жизни. В юношеском возрасте уже давно сформировался стиль психологической атмосферы с родителями, и невозможно «стереть» влияние прошлого опыта.В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям изначально лежит зависимость от них. По мере роста независимости, особенно в переходном возрасте, такая зависимость начинает давить на ребенка. Это очень плохо, когда не хватает родительской любви. Но существует достаточно надежных психологических свидетельств того, что избыток эмоциональной теплоты вреден как для мальчиков, так и для девочек. Это затрудняет для них развитие внутренней анатомии и создает устойчивую потребность в опеке, зависимость как черту характера. Слишком уютное родительское гнездышко не побуждает взрослого птенца вылетать в противоречивый и сложный взрослый мир.Родители, принимая решение, должны ставить на первое место не свои собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.В каждой семье объективно складывается определенная образовательная система. Это означает понимание целей образования, формулирование его задач, целенаправленное применение методов и приемов воспитания с учетом того, что можно и чего нельзя допускать по отношению к ребенку. Выделяются 4 тактики воспитания в семье и 4 типа семейного психологического климата, которые являются как предпосылками, так и результатом их возникновения: авторитарное взаимодействие, опека, «невмешательство» и сотрудничество.Авторитарное взаимодействие в семье проявляется в систематическом проявлении инициативы и самоуважения отдельных членов семьи (в основном взрослых) у других членов. Родители, конечно, могут требовать от своих детей образования, моральных норм, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогические и морально оправданные решения.