Особенности Я-телесного женщин с нарушениями пищевого поведения
Введение
В настоящее время нарушения пищевого поведения стали глобальной проблемой в странах с высоким уровнем экономического развития, в том числе и России. В нашей стране нет официальной статистики по количеству людей с РПП, но по данным, собранным в США, с этим заболеванием сталкиваются около 30 миллионов человек [44].
Сложности в отношениях с едой возникают у людей любой национальности, пола, возраста, веса. Определенную роль в развитии пищевых расстройств играют гены — исследования показывают, что от 28 до 74% рисков возникновения расстройств пищевого поведения связано с генетической наследственностью [44]. В период с 2000 по 2018 год распространенность расстройства пищевого поведения в мире увеличилась с 3,4% до 7,8% [2]. Это заставляет ученых сосредоточить свой взгляд на изучении причин этих заболеваний. В фокусе внимания ученых находятся факторы развития заболевания, психологические и нейропсихологические особенности лиц, страдающих нарушениями пищевого поведения [40].
Не
Оглавление
Введение 6
1. Я-телесное и его становление 9
2. Понятие «идентичность» 14
2.1 Эго-идентичность и диффузия идентичности 17
3. Процесс сепарации-индивидуации 21
4. Понятие расстройств пищевого поведения 27
4.1 Психологические теории возникновения РПП 31
4.2 Процессы сепарации-индивидуации и расстройства пищевого поведения 33
4.3 Неудовлетворенность собственным телом и расстройства пищевого поведения 34
4.4 Формирование идентичности и расстройства пищевого поведения 36
5. Самоповреждающее поведение 38
Резюме по теоретической части 44
6. Организация исследования 45
6.1 Описание выборки 45
6.2 Процедура исследования 45
6.3 Методы исследования 46
6.4 Математико-статистическая обработка данных 50
6.4.1 Результаты сравнения средних значений с помощью t-критерия. 50
6.4.2 Результаты корреляционного анализа, выполненного с помощью рангового коэффициента корреляции Спирмена 58
6.4.3 Результаты кластерного анализа 68
6.5 Обсуждение результатов 71
Выводы 76
Заключение 77
Список используемой литературы 79
ПРИЛОЖЕНИЕ А 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 95
ПРИЛОЖЕНИЕ В 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Ё 108
Список используемой литературы
Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов / В. С. Агеев // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 152 – 158
Американский журнал клинического питания , 2019
Андронникова Ольга Олеговна, Волохова Валентина Игоревна Психологические границы виктимной личности // Сибирский педагогический журнал. 2018. №2. URL: https://cyberleninkа.ru/аrticle/n/psihologicheskie-grаnitsy-viktimnoy-lichnosti (дата обращения: 09.06.2022
Андропова Л.О. Развитие телесного Я личности, Психология и социология/9.Психология развития, Тульский институт экономики и информатики, Россия
Антонова Н. В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 131 – 143.
Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014.
Барыльник Ю.Б., Филиппова Н.В., Деева М.А., Гусева М.А. Нервная анорексия и нервная булимия: от истории к современности // Российский психиатрический журнал. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nervnaya-anoreksiya-i-nervnaya-bulimiya-ot-istorii-k-sovremennosti (дата обращения: 5.11.2022.Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности / Е. П. Белинская // Мир психологии. 1999. № 3. С. 140 – 147
Бойко О. В. Гендерные аспекты психического здоровья / О. В. Бойко // Вопросы психологии. 2005. № 1. С. 110 – 115
Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003, 2004; М.: ОЛМА-ПРЕСС. 666 с.
Владимирова. М. Материалы рассылок / http://mаriа.psy-help.com/mаin/cаtаlog/dir/1203.htmДжемс, У. Психология // Психология самосознания. Под ред. Райгородского Д.Я. - Самара, 2000. С.7-34
Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986. 172 сЗмaновскaя Е.В. Девиaнтология: (Психология отклоняющегося поведения) Издaтельство: Aкaдемия, 2006 г. Твердый переплет, 288 стр.
Ильчик О. А., Сивуха С.
В настоящее время наиболее распространен взгляд на образ тела как на «сложное комплексное единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных с телесной внешностью и с функциями тела» [30]. М. Владимирова [11] называет следующие составляющие образа тела: «То, как вы видите свое тело в зеркале и то какая картинка собственного тела у вас в мыслях; то, чему Вы придаете значение из своей внешности (включая ваши воспоминания, предположения о себе); то, как вы чувствуете свое тело, включая ваш рост, формы и вес; то, как вы воспринимаете и контролируете свое тело во время движения; как вы чувствуете себя в своем теле, но не то, что вы думаете о нем».
Е. Т. Соколова особо отмечает классификацию Р. Шонца (1981), который в своей теоретической конструкции рассматривает образ тела на четырех уровнях: «схема тела», «телесное Я», «телесное представление» и «концепция тела» [30]. Мы относим эти уровни к различным дефинициям Я-физического, встречающимся в литературе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные исследования в области представленности в сознании различных аспектов телесного опыта не только не проясняют уже существующие дефиниции, но и подменяют одни понятия другими. Заявляя в теме исследования «телесное Я», далее используют понятия как «физическое Я», «концепция тела», «схема тела» и другие. Разнообразны и подходы к структуре телесных феноменов. Поэтому для дальнейшего исследования телесного Я Л.О. Андропова в своей статье выделяет