Связь стиля семейного воспитания и проявление агрессии у детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном обществе наблюдается рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Агрессивные проявления детей или постоянное ожидание такого поведения от окружающих способствует ограничению активности ребенка, повышению тревожности, формированию заниженной или компенсированной самооценки, нарушению взаимоотношений в коллективе, социальной дезадаптации.
Причины детской агрессии разнообразны. Важнейшим фактором проявления агрессивного поведения дошкольников является семья, которая может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессивного поведения у себя дома.
Одним из условий, влияющих на проявление агрессии у детей, является семейное воспитание (С.В. Ковалев, А.И. Захаров, И. Коган и др.). В становлении и развитии индивида значение внутрисемейных отношений обусловлено, с
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………...… 3
1. Теоретические аспекты проблемы проявления агрессии у детей дошкольного возраста………………………………………..…….……… 6
1.1 Феномен агрессии в зарубежной и отечественной психологии…………………………………..………………………….….. 6
1.2 Характеристика стилей семейного воспитания ………………. 10
1.3 Психологические особенности детей дошкольного возраста..... 17
1.4. Стиль семейного воспитания как фактор агрессии у детей дошкольного возраста…………………………………………..……….… 21
Глава 2. Эмпирическое исследование связи стиля семейного воспитания на проявления агрессии у детей дошкольного возраста……. 26
2.1 Организация и методы исследования ………………………..…. 26
2.2 Результаты исследования стиля семейного воспитания дошкольников ……………………………..………………………………. 28
2.3 Анализ особенностей проявления агрессии у детей дошкольного возраста……………………………………………..……… 34
2.4 Результаты исследования связи стиля семейного воспитания на проявления агрессии у детей дошкольного возраста ……….………… 39
2.5 Рекомендации родителям……………………………………… 49
Заключение…………………………………………………………… 53
Библиография………………………………………………………… 56
БИБЛИОГАФИЯ
1. Азизова, Х.М. Возрастные особенности детей дошкольного возраста (социально-психологические особенности в теории и практике) / Х.М. Азизова // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения. – Москва: ООО «Парнас», 2021. – С. 9-16.
2. Александрова, А.А. Влияние стилей семейного воспитания на развитие социальной активности личности / А.А. Александрова, Д.С. Смирнова // Психологический журнал. – 2019. – № 16 (34). – С. 111-113.
3. Алиева, А.Д. Профилактика агрессивного поведения у дошкольников / А.Д. Алиева, Н.А. Абдуллаева // Педагогика и психология в современном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, Грозный, 28 октября 2020 года. – Грозный: «АЛЕФ», 2020. – С. 73-78.
4. Байсакалова, А.А. Роль детско-родительских отношений в формировании детской агрессии / А.А. Байсакалова, Н.Ю. Курчатова // Актуальные тренды в современном образовании: сборник научных трудов. – Саратов: «Саратовский источник», 2022. – С. 67-71.
5. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2000. – 322 с.
6. Белов, В.В. Взаимосвязь индивидуальных психологических особенностей детей дошкольного возраста с их лидерским статусом / В.В. Белов, Н. А. Лащук // XXII Царскосельские чтения. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2018. – С. 304-306.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2008. – 398 с.
8. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Издательский дом «Питер», 2001. – 330 с.
9. Вебер, Ю.В. Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности личности ребенка / Ю.В. Вебер // NovaInfo.Ru. – 2019. – № 104. – С. 104-106.
10. Восканян, А.В. Проблемы агрессивности детей дошкольного возраста / А.В. Восканян // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: материалы V Международной научной конференции, Самара, 29–30 марта 2019 года. – Самара: ООО «Научно-технический центр», 2019. – С. 419-423.
11. Гаджибекова, Э.А. Факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения у детей дошкольного возраста / Э.А. Гаджибекова, Л.Р. Аванесян // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке: Сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции, Махачкала, 20 апреля 2019 года. – Махачкала: «Апробация», 2019. – С. 120-122.
12. Гаджиева, З.М. Общая психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста / З.М. Гаджиева // Гуманитарные и общественные науки: опыт, проблемы и перспективы: материалы международной научно-практич. конференции. – 2010. – № 2. – С. 35–37.
13. Гогицаева, О.У. Влияние стиля семейного воспитания на формирование личностных особенностей ребенка / О.У. Гогицаева, А.А. Абаева, С.М. Абдурзаева // Лучшая исследовательская статья 2020: сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2020. – С. 147-156.
14. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Н.С. Ежкова. – М.: Владос
Агрессивное поведение ребенка выступает, прежде всего, как защита самого себя теми способами, которые ему доступны, которые имеются в его психологическом репертуаре» [37, с. 51].
Таким образом, в дошкольном возрасте активно формируются личностные свойства и модели поведения ребенка, которые отражаются на ходе его социализации. Агрессивность на данном этапе может носить как защитный, так и инструментальный характер. В этот возрастной период эмоциональные реакции носят импульсивный и непосредственный характер, а поведение недостаточно сформированы.
1.4. Стиль семейного воспитания как фактор агрессии у детей дошкольного возраста
Значительное внимание рассмотрению социальных детерминант (факторов) агрессивности уделяют в своих работах зарубежные авторы. Исследования Р. Бэрон и Д. Ричардсона показали, что «особенности