Постановка и интерпретация проблемы человека в мире абсурда в творчестве Н.В.Гоголя и Ф.Кафки («Нос» и «Превращение») в процессе изучения произведений в школьной программе

Скачать дипломную работу на тему: Постановка и интерпретация проблемы человека в мире абсурда в творчестве Н.В.Гоголя и Ф.Кафки («Нос» и «Превращение») в процессе изучения произведений в школьной программе. В которой определены способы построения художественного мира Н.В. Гоголя и Ф. Кафки. Изучены образы произведений Н.Гоголя и Ф.Кафки с точки зрения абсурда их существования.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
23.01.2025
Объем файла
142 Кб
Количество страниц
60
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению приемов художественного воплощения темы абсурдности человеческого существования в произведениях Н.В. Гоголя и Ф. Кафки на примере повести «Нос» и новеллы «Превращение». Сравнение этих имен в мировой литературе не ново и вполне естественно. Их объединяет феномен кризиса сознания, порожденного социальным кризисом (его уникальность и универсальность), а также способ организации художественного мира Гоголем и Кафкой и, соответственно, авторское решение проблемы человека в мире абсурда.Специфика абсурда родственна художественному миру Кафки и Гоголя, это его прямое свойство: у Гоголя и Кафки изначально абсурдный герой живет в абсурдном мире, но он упорно и трагически пытается выбраться из него в мир людей, но, по замыслу автора, не в состоянии этого сделать и умирает в отчаянии.

Содержание
Введение………………………………………………………………………......6
Глава 1. Типология проблематики произведений Н. Гоголя и Ф. Кафки.......10
1.1. Трагедия отчуждения человека в социально-иерархическом обществе в творчестве Гоголя и проблема одиночества и разобщённости человека с миром у Ф.Кафки...............................................................................................10
1.2. Специфика взаимоотношений автора и героя в творчестве Н.Гоголя и Ф. Кафки................................................................................................................13
1.3. Трагический конфликт личности с окружающим миром у Н.В. Гоголя и Ф. Кафки................................................................................................................22
Выводы …………………………………………….……....................................24
Глава 2. Способыпостроенияхудожественногомира:
«фантастическийреализм»Н.В. Гоголя и «экспрессионистический реализм» Ф. Кафки...............................................................................................26
2.1. Прием гротеска в изображениитрагедии черезобыденность в произведениях Н.В.Гоголя...................................................................................26
2.2. Метафорический образ человеческого отчуждения у Ф.Кафки................28
2.3. Тема «маленького человека» и тема «превращения» у Н.В. Гоголя и Ф. Кафки.............................................................................................................33
2.4. Символизация физиологического у Н.В. Гоголя и Ф. Кафки...................40
2.5. Специфика изучения темы абсурда в школьной программе. …...............51
Выводы ............................……………..………………………………...............54
Заключение………………………………………................................................57
Список использованных источников……………………………………..........59

Список использованных источников
Адмони В. Поэтика и действительность: Из наблюдений над зарубежной литературой XX века. – Л.: Сов. писатель, 1975. – 311 с.
Антоничева М. Эссе Набокова «Николай Гоголь»: прорыв в ирреальное. – М.: НЛО, 2006. – 117 с.
Афанасьева А. Постановка и решение проблемы человека в мире абсурда у Гоголя и Кафки («Нос» и «Превращение») // URL: http://trustistheissue.com/files/referat-306126.phpБатай Ж. Литература и зло = La literature ef la mal. – М.: МГУ, 1994. – 116 с.
Белобратов А. Франц Кафка: созерцание сна // Кафка Ф. Превращение: Рассказы, афоризмы. – СПб.: Изд. дом «Азбука Классики», 2008. – С. 5 - 16.
Беньямин В. Франц Кафка. – М.: Ad Marginem, 2000. – 418 с.
Бент М. «Я весь – литература» // Литературное обозрение. – 1992. – № 2. – С. 86-90.
Бланшо М. От Кафки к Кафке. – М.: Логос, 1998. – 237 с.
Бланшо М. Чтение Кафки. – М.: Просвещение, 1994. – 240 с.
Борхес Х. Семь вечером. – СПб.: Амфора, 2000. – 204 с.
Брод М. О Франце Кафке: Биография. Отчаяние и спасение в творчестве Франца Кафки. Вера и учение Франца Кафки. (Кафка и Толстой). – СПб.: Академический проект, 2000. – 505 с.
Брод М. Религиозное развитие Кафки в последовательности трех его романов. – М.: Просвещение, 1985. – 231 с.
Брод М. Франц Кафка. Узник абсолюта. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – 286 с.
Бочаров С.Г. Загадка «Носа» и тайна лица // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М.: Сов. Россия, 1985. – С. 124 – 160.
Бубер М. Два образа веры. – М.: АСТ, 1999. – 591 с.
Вайскопоф М. Поэтика петербургских повестей Гоголя (Прием объективации и гипостазирования) // Вайскопоф М. Птица-тройка и колесница души. Работы 1978-2003 гг. – М.: НЛО, 2003. – С. 47-105.
Виноградов В.В. Натуралистический гротеск (Сюжет и композиция повести Гоголя «Нос») // Виноградов В.В. Избр. труды: Поэтика русской литературы. – М.: Наука, 1976. – С. 5-44.
Воронков П. В отчаянии. Жизнь Кафки. – М.: Класс, 2001. – 239 с.

Творчество обращено к уже пройденному, но по разным причинам особенно значимому человеческому опыту. В своих произведениях, особенно в новеллах «Превращение», «В исправительной колонии», «Процесс». Кафка показывает, что человек чувствует себя пленником окружающего его мира. Не случайно герои писателя часто схожи с гоголевским Башмачкиным их повести «Шинель». Так, Замза из «Превращения» унижен и доведен до состояния животного, что придает произведениям Кафки глубокое трагическое звучание. Кафка одним из первых вводит тему современного обесчеловеченного, бюрократизированного тоталитарного государства, предвидя зарождение фашизма.Подобную трансформацию в изображении характера униженного человека был намечен в русской литературе, в частности, Гоголем.  На смену «прекрасной душе», художнику гофмановского типа (это уже свидетельствует об упрощении и обосновании фамилии художника с Невского проспекта – Пискарев вместо Палитрина), пришли чиновник Поприщин и майор Ковалев – они являются объектами резкого изменения или «трансформации», воображаемыми, как в первом случае, или реальными – во втором. Как художник-реалист, Гоголь стремится обнаружить проблему отчуждения человека через своего героя, высмеивая его, общество и саму ситуацию. Возможно, он хочет показать нам, как низко пал человек, как все вокруг него мелко и незначительно. Но в то же время Гоголю свойственен призыв к обществу полюбить этого «маленького человека». Русского и немецкого писателей объединяет тема абсурда в современной им реальности, которую они не принимают и побуждают своих героев выражать протест против окружающего их мира. Кафка и Гоголь достигает эффекта отчуждения героев от жизни, придавая персонажам парадоксальные черты.