Нейропсихологический аспект профилактики нарушений письма у детей с тяжелыми нарушениями речи
Введение
Своевременное и полноценное овладение речью является первым и важнейшим условием становления у ребенка психики и дальнейшего правильного ее развития. Речь является важнейшей психической функцией человека. Она формируется на базе полноценного развития центральной нервной системы и всех высших психических функций человека.Одним из основных видов речевой деятельности является письменная речь. Это многоступенчатый процесс, сложная формa речевой деятельности, который включает в свой состав письмо и чтение. В научных исследованиях Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, Л.С.Цветковой, А.А.Леонтьева представленa наиболее полно и обстоятельно психологическая и психолингвистическая характеристика письменной формы речи. Такие анализаторы как речеслуховой, речедвигательный, зрительный, принимают активное участие в осуществлении процесса письменной речи.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……...…………………………………………………………………2
ГЛАВА I. НАУЧНО- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.……………………………………………………….…8
История изучения проблемы нарушения письма…....…………...….8
Психофизиологические основы процесса письма………………...13
Нейропсихологические аспекты изучения механизмов нарушений письменной речи……………………………………………………………..….24
Особенности письменной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи…………………………………………………38
ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР………………………..…………………...52
Общие подходы к коррекции нарушений письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи…………………………...52
Анализ и оценка авторских методик и систем упражнений по коррекции дисграфии…………………………………………………….….73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………...………..…………………….………...84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...……………………………...……….….87
Список литературы.
Ахутина Т. В. Иншакова О. Б. Нейропсихологическая диагностика. – М.: Секачев,2016. – 153 с
Ахутина Т. В., Засыпкина К. В., Романова А. А. Анализ смысловой стороны речи у детей 5-7 лет с точки зрения концепции речемышления Л. С. Выготского.
Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская H.H., Пылаева Н.М., Яблокова Л.B. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет // Вестник Моск. ун-та. Серия 14, Психология. – 1996, № 2. – С. 51-58.
Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – М.: Эксмо, 2009. – 464 с
Бернштейн Н.А. О построении движений. М.,1947. С. 206
Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Л.С. Волкова. – М. : Владос, 2009. – 703 с.
Волоскова, Н. Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов [Текст] / Н. Н. Волоскова. – М. : ВЛАДОС, 2016. – 190 с.
Глозман, Ж. М. Нейропсихология детского возраста : учебник для академического бакалавриата / Ж. М. Глозман. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 249 с. —
Городилова, В. И. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения [Текст] / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева. – СПб. : ДЕЛЬТА, 2017. – 384 сЕфименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст] / Л. Н. Ефименкова. – М. : ВЛАДОС, 2018. – 224 с
Ефименкова, Л. Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте [Текст] / Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. – М. : Просвещение, 2016. – 239 с.
Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова // Логопедия сегодня. – 2013. - №4. – С. 83-86.;
Карпенко Н.П. Роль внимания в происхождении и коррекции дисграфий: Автореферат дис... канд. психол. паук. (19.00.07). – М., 1980. – 22 с.
К категории обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, относятся неслышашие либо слабослышашие дети (нарушение слуха), слабовидящие либо незрячие дети (нарушение зрения); дети, имеющие тяжелые нарушения речи; имеющие задержку психического развития; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; при нарушениях интеллекта в связи с органическим поражением мозга; расстройствами акустического спектра, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, со сложными (комплексными) нарушениями развития. Так как предметом нашего исследования являются применение нейропсихологических приемов на коррекционных занятиях с детьми младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи, то следует определить заключения, которые включаются в данную категорию: алалия, дизартрия, ринолалия, афазия, заикание, общее недоразвитие речи (I и II уровни речевого развития).Одной из самых сложных высших психических функций (ВПФ) человека выступает речь, которая обеспечивается соответствующей многоуровневой деятельностью головного мозга. При этом, следует заметить, что тяжелые нарушения речи могут развиваются в связи с соответствующими органическими поражениями мозга. От психического развития младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) зависит уровень усвоения знаний, умений и навыков, полученных во время учебного процесса, а также развития навыков его использования. Это является необходимой составляющей для подготовки к работе в современных условиях, к творческой деятельности. Важным условием успешного учебного процесса учащихся с ТНР является знание психологических закономерностей их развития, которые рассмотрены в работах Р. А. Белова Давид, Н. С. Гавриловой, Л. С. Волкова, К. М. Мастюковой, В. С. Подкорытова, Е. Ф.Соботович, В. В. Тарасун, Л. С. Цветковой, Л. Ф. Шестопалова и других.