Развитие у четвероклассников навыка смыслового чтения в проектной деятельности
Введение
Основной проблемой современного общества является то, что у подрастающего поколения плохо развита читательская культура. Дети всё чаще предпочитают чтение с экрана компьютера, телефона и планшета, ставя книги далеко на задний план. Чтение все больше стало утрачивать свою значимость. А ведь именно чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования поставлены задачи обучения и развития младших школьников. Важным результатом освоения основной образовательной программы является усвоение навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Учащиеся начальной школы должны, помимо того, что научатся читать вслух и про себя, овладеть навыком чтения с целью поиска определенной информации в тексте, чтобы получать нужные знания, осваивая дисциплины.
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы развития у младших школьников навыка смыслового чтения
1.Характеристика понятия «смысловое чтение», его структуры и методов формирования и развития в начальной школе
2.Возможности развития у четвероклассников смыслового чтения в проектной деятельности.
?лава 2 Экспериментальное исследование процесса развития навыка смыслового чтения у четвероклассников в проектной деятельности.
1. Выявление уровня сформированности навыка смыслового чтения у четвероклассников.
2. Реализация методики развития навыка смыслового чтения четвероклассников в проектной деятельности.
3. Динамика уровня развития навыка смыслового чтения четвероклассников.
Заключение
Библиографический список
Приложения
список литературы
1. Алексеева, Ю. П. Использование стратегий смыслового чтения при подготовке к государственной итоговой аттестации (стратегия компрессии текста). [Электронный ресурс]: УчПортфолио.ru. - Режим доступа: https://uchportfolio.ru/articles/read/1333
2. Андреева, М.Д. , Саренко Г.И, Смысловое чтение в составе универсальных учебных действий на уроках географии. [Электронный ресурс]: elibrary - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23258749
3. Беккер, В. А. Стратегии работы с объемным текстом. [Электронный ресурс]: Мультиурок. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/stratieghii-rabotys-obiemnym-tiekstom-1.html
4. Бондина, Е.Н. Смысловое чтение и работа с текстом. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://byxsow.edumsko.ru/uploads/3000/2598/docs_preview/doc_431030.p df
5. Буслаев, Ф. И. О преподавании отечественного языка. [Электронный ресурс]: М.: Издательство: бр. Салаевы, 1867.- 472с. ББК:Ш141.2-923.1 – Режим доступа:https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003577713/viewer/?page=9
6. Жупеева, Е.П. Стратегия смыслового чтения. Приемы ССЧ. [Электронный ресурс]: Мультиурок. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/stratieghiia-smyslovogho-chtieniia-priiemy-ssch.html7. Захарова, О.В. Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий. [Электронный ресурс]: Мультиурок. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/smyslovoie-chtieniie-kak-osnovaformirovaniia-univ.html 8. Калинина, О.Б. Смысловое чтение в начальной школе: учим детей работать с текстом. [Электронный ресурс]: Корпорация Российский учебник – Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/material/navyki-raboty-s-tekstom/ 43
9. Карманова, И.С. Методы и приемы смыслового чтения. [Электронный ресурс]: Инфоурок.– Режим доступа: https://infourok.ru/metodi-ipriemi-smislovogo-chteniya-1598435.html10. Колесник, В. Ментальные карты [Электронный ресурс].
Учебно- методический комплект «Начальная школа XXI века» Л.А Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение» изучается в период, когда школьники еще не овладели навыком самостоятельного чтения (1 класс). Основная его цель – поддержание устойчивого эмоционального интереса к литературе, книге и чтению, формирование первоначальных умений работы с книгой и читательской деятельности, развитие восприятия литературного текста. Материал учебника построен таким образом, что прослеживается сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями, а также связь восприятия произведения работы с ним и книгой в целом. Большое внимание уделяется совершенствованию навыка чтения, обучению выразительному чтению (понятия: «тон», «тембр», «интонация»); большое количество заданий на развитие творческого потенциала младших школьников (рубрика «Проба пера»).Таким образом, проектная деятельность может стать хорошей альтернативой. Но, конечно, выполнять самостоятельно проект ученику первого-второго класса может оказаться сложно. Проектная деятельность в начальной школе предполагает совместную работу ребенка с взрослым и развивают у младших школьников умение общаться, дискутировать и достигать компромисса.