Тематические особенности фантастического социального романа в корейской литературе
Введение
Фантастика – относительно молодой, но уже прочно утвердившийся жанр художественной литературы. Как известно, изменения, происходящие в языке, неразрывно связаны с изменениями в сознаниях людей, и появление этого жанра не является исключением. Возрастающий интерес к науке и распространение научного взгляда на мир позволили создать новое сочетание двух форм познания мира: художественного и научного. В зависимости от идей, которые авторы стремятся донести, создавая произведение в жанре фантастики, или в зависимости от чисто прагматических целей, в произведении могут преобладать те или иные методы, свойственные соответствующей области. Иногда фантастические допущения используются исключительно для привлечения внимания к вполне типичному сюжету, иногда – многократно подчеркивают извечные проблемы человечества, иногда служат основой для философских размышлений о туманном будущем.
В частности, социальная фантастика, которую чаще всего определяют как поджанр научной фантастики, расс
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Фантастика как жанр литературы 6
1.1. Определение и специфика фантастики 6
1.2. Развитие жанра фантастики в Южной Корее 17
Глава 2. Роман Чхве Ин Хо «Город знакомых незнакомцев» 25
2.1. Биография Чхве Ин Хо, его основные произведения 25
2.2. Тематические особенности романа «Город знакомых незнакомцев» 31
Заключение 54
Список использованной литературы 58
Приложения 61
Приложение 1 61
Приложение 2 62
Приложение 3 64
Список использованной литературы
I. Источники на русском языке
1. Гопман В. Л. Фэнтези // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина; ИНИОН РАН. М.: НПК «Интелвак», 2001. С. 1161-1164.
2. Ковтун Е. Н. Поэтика необычайного: Художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи, мифа (На материале европейской литературы первой половины ХХ век). М.: Изд-во МГУ, 1999. 308 с.
3. Чхве Ин Хо Город знакомых незнакомцев / пер. с кор. Н.А. Беловой. СПб.: Гиперион, 2016. 320 с.
II. Источники на корейском языке
4. 최인호 낯익은 타인들의 도시 2011. 391쪽.
III. Источники на английском языке
5. Pordzik R. Futurescapes Space in Utopian and Science Fiction Discourse. N. Y.: Rodopi. – 2009. – 366 p.
6. Stableford B. Science Fact and Science Fiction: An Encyclopedia // Routledge. – 2006. – P. 462-468.
IV. Исследовательская литература на русском языке
7. Баймухамет С. Е., Айтбекова А. А., Балтабаева Г. С. Постмодернистская корейская литература. Международный студенческий вестник // 5-1, 2005. 71-72 с.
V. Интернет-ресурсы
8. Большой Энциклопедический словарь. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/305370 (дата обращения: 27.02.2023).
9. Закон Старджона. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/99777 (дата обращения: 03.05.2023).
10. Дхингра К. С. Пути развития научно-фантастического жанра в советской литературе [Электронный ресурс]: авто-реф. дисс. … к. филол. н. Л., 1968. – URL: http://www.fandom.ru/about_fan/dhingra_1.htm (дата обращения: 25.02.2023).
11. Жанры фантастики. Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Жанры_фантастики (дата обращения: 27.02.2023).
12. Ковтун Е. Н. Фантастика как объект научного исследования: проблемы и перспективы отечественного фантастоведения // Русская фантастика на перекрестье эпох и
Отличительная особенность романов данного жанра заключается в том, что писатель показывает развитие человеческого общества, оказавшегося в непривычных для человечества обстоятельствах или социума, абсолютно непохожего на наш. Зачастую поднимаются темы контроля над личностью, построения общества на основе знаний психологии масс: управления бездушными, фанатичными или, напротив, апатичными массами и т.д. Как правило, к социальной фантастике относят утопии и антиутопии, что само по себе верно, но слишком узко, так как границы жанра намного шире и утопические / антиутопические романы занимают лишь определённый сегмент.
Нередко можно встретить и такие разветвления этого жанра, как социально-психологическая фантастика, или социально-философская фантастика. Подразумевается, что в социально-психологической фантастике упор сделан на глубокие межличностные отношения, а в социально-философской на рассуждения об этих отношения, устройстве мира и т.п.
На самом деле все эти разветвления основного жанра надуманы и притянуты за уши. Социальная фантастика включает в себя и глубокие межличностные отношения, и различные рассуждения, просто в разных произведениях авторы, осознанно, либо под давлением сюжета, делают упор на какие-то отдельные элементы.
Фантастика в её широком понимании обрисовывает связи между человеком и научными изобретения