Абилитационная программа формирования психомоторных координаций у детей дошкольного возраста в соответствии с принципами сенсомоторной интеграции и метода замещающего онтогенеза

Скачать дипломную работу на тему: "Абилитационная программа формирования психомоторных координаций у детей дошкольного возраста в соответствии с принципами сенсомоторной интеграции и метода замещающего онтогенеза". В которой проведен анализ теоретических данных, определена значимость учений отечественных и зарубежных исследователей в области изучения формирования и коррекции психомоторных координаций дошкольников.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
20.01.2025
Объем файла
792 Кб
Количество страниц
129
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Психомоторное развитие детей – мультидисциплинарная проблема педиатрии, неврологии, психологии, нейрофизиологии, нейрофармакологии и многих других направлений науки. Психомоторное развитие является ведущим показателем физического и умственного здоровья детей. Уровень развития ребенка в раннем возрасте определяет путь его дальнейшего развития. Изучением психомоторного развития ребенка занимались Н.М. Аксарина, В.В. Аршавский, К.Д. Губерт, М.Г. Рысс, Е.М. Мастюкова, Б.А. Никитюк, Е.Е.Антипов, Р.Б. Сологуб, М.Я. Студеникин, В.А. Шишкина.
Педагоги и психологи отмечают увеличение количества детей раннего возраста с различными отклонениями в психомоторном развитии. В этой связи особую важность приобретает изучение природы отдельных видов психомоторных качеств: координации движений, мелкой моторики и чувства ритма – и их влияния на общее психическое и физическое развитие детей раннего возраста.
Как отмечают Е.В. Ларечина, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина в практике раб

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1 Развитие общегностических функций и функций праксиса в норме у детей дошкольного возраста ……………………………………………………..9
1.1 Особенности становления и развития гнозиса в период от 3 до 6 лет……….9
1.1.1 Зрительный гнозис…………………………………………………………… 9
1.1.2 Пространственный гнозис …………………………………………………..13
1.1.3 Тактильный гнозис …………………………………………………………..17
1.1.4 Слуховой гнозис… …………………………………………………………..20
1.2 Функции и этапы формирования праксиса у детей от 3 до 6 лет …….…….23
1.2.1 Понятие и виды праксиса ……….…………………………………………..23
1.2.2 Онтогенез праксиса и его функций ………………………………………26
1.3 Роль гностических и праксических функций в развитии ребёнка…………. 34
1.3.1 Значение гнозиса для полноценного сомато-психического развития ребёнка ……………………………………………………………………………………34
1.3.2 Значение праксиса для полноценного развития ребёнка …………………37
ГЛАВА 2 Нарушения гнозиса и праксиса у детей дошкольного возраста …….39
2.1 Этиология и патогенез нарушений гностических функций ………………..38
2.1.1 Зрительные агнозии …………………………………………………………39
2.1.2 Слуховые агнозии ……………………………………………………………44
2.1.3 Кожно-кинестетические агнозии……………………………………………48
2.1.4 Этиология и патогенез нарушений праксических функций ………………51
2.2 Особенности нейропсихологической диагностики и проявления агнозии и апраксии у детей дошкольного возраста …………………………………………55
2.3 Нейропсихологические подходы к коррекции гностических и праксических нарушений у детей 3-6 лет…………………………………………………………64
ГЛАВА 3 Эмпирическое исследование психомоторных координаций у детей дошкольного возраста…………………………………………………………….. 75
3.1 Организация и методы эмпирического исследования……………………….75
3.2 Анализ констатирующего этапа эмпирического исследования……………. 77
3.3 Разработка и апробация абилитационной программы формирования психомоторных координаций у детей дошкольного возраста …………………..87
3.4 Анализ коррекционно-развивающего этапа эмпирического исследования ..91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………100
Список литературы………..………………………………………………………102
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….. 113

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Айрес, Э. Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скры-тых проблем развития / Э. Дж. Айрес. Москва, 2009 - 272 с.

2. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1994.

3. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст ] / П.К. Анохин. - М. : Медицина, 1975. – 448 с. : ил

4. Антонова, С. Н. Особенности формирования моторного праксиса у обучающихся младших классов с псевдобульбарной дизартрией / С. Н. Антонова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы Международной научно -практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова, Екатеринбург, 22–23 апреля 2021 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2021. – С. 414-418. 

5. Ахутина Т.В. Диагностика развития зрительно -вербальных функ-ций: уч. пособие / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. – М.: Академия, 2003. – 64 с.

6. Бабаджанова Н. Р. Нарушение тактильных функций у больных с поражением теменных долей мозга: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1984.

7. Бабиева Н.С., Гришина А.Н., Плохова Ю.С., Терешина Е.М., Щелкунова Е.Д. Сенсорное развитие: Вариативность современных подходов // Перспективы науки. 2016. № 2 (77). С. 64-67.

8. Балонов Л. Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоми-нантного полушария. — Л.: Наука, 1976

9. Банди А., Лейн Ш., Мюррей Э. Сенсорная интеграция: теория и практика. 2-е изд. – М.: Теревинф, 2021-768с.

10. Блайт Г.С. Оценка нейромоторной готовности к обучению, Москва, 2017 г., 213 с.

11. Блайт Г.С. Хорошо сбалансированный ребенок : движение и раннее развитие. – М.: Национальное образование, 2020. – 192 с.

12. Богуславская З. М. Особенности ориентировочной деятельности в процессе формирования первоначальных представлений у детей до-школьного возраста // Вопросы психологии, 1961. №3. - с.93-101.

13. Болотская И.М. Нейропсихологические методы в работе педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО // Конференция АСОУ. Сборник научных трудов и материалов научно-практических конферен-ций – 2016

14. Боровцова, Л. А. Нейрологопедические подходы к определению речевой слуховой агнозии у детей дошкольного возраста / Л. А. Боровцова, И. С. Зайцева // Дефектология в свете современных нейронаук: теоретические и практические аспекты : Сборник материалов I Международной научной конференции, Москва, 23–24 апреля 2021 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Когито-Центр ", 2021. – С. 52-57. 

15. Венгер Л. А., 3инченко В. П., Рузская А. Г. Онтогенез перцептив-ных действий // Восприятие и действи

Особой формой зрительных агностических расстройств является буквенная агнозия. В чистом виде буквенная агнозия проявляется в том, что больные, совершенно правильно копируя буквы, не могут их назвать. У них распадается навык чтения (первичная алексия). Подобное нарушение чтения встречается изолированно от других нарушений высших зрительных функций, что и дает основание выделить этот дефект в самостоятельную форму агнозии. Такие больные правильно воспринимают предметы, правильно оценивают их изображения и даже правильно ориентируются в сложных пространственных изображениях и реальных объектах, однако они «не понимают» буквы и не могут читать. Такая форма агнозии, как правило, встречается при поражении левого полушария мозга — нижней части «широкой зрительной сферы » (у правшей ).
Цветовая агнозия также представляет собой самостоятельный тип зрительных гностических расстройств. Различают собственно цветовую агнозию и нарушение распознавания цветов как таковых (ц